Вот и дожили. Только что вышедший после проведенных НИ ЗА ЧТО больше месяца за решеткой Марк Гальперин пожаловался, что Фейсбук (Фейсбук!) потребовал от него удалить все статьи со словами "Русский Майдан". Всё понятно? Что говорить про менее богатые и более уязвимые для кремлевской информационной политики СМИ? Нам разрешено сообщать граду и миру только про величие и прекрасность для людей власти императора Тиверия.

Этого не могло не случиться. Это результат нашего выбора. За это мы проголосовали в конце 99-го года на выборах в то, что тогда еще называли "госдума", и через пару месяцев – на выборах того, что тогда еще называли "президент". А за выбор нужно платить. Конечно – не сразу. Потом. Но придется. Чем мы и занимаемся. И еще долго будем заниматься. Потому что тот выбор был только началом долгой цепочки других НАШИХ выборов, приведших к выбору КРЫМНАШа и всего остального.
И этой уже почти свившейся в плеть веревочке еще предстоит виться некоторое время – пока она не приведет нас к логическому концу.

Но не буду о грустном. Самое время поговорить о том, настанет ли царство истины.

В поисках более веселой темы я хочу рассказать о том, каким оно будет. Потому что, когда свитая нашими выборами плеть перешибет-таки опорные столбы, на которых держится храм нашей сегодняшней жизни, нам придется строить новый. А для этого хорошо представлять себе хотя бы его общие очертания. Иначе мы снова свалим обломки старого горкой, а потом будем удивляться, что же это он у нас такой неказистый получился.

Общество, которое нам предстоит строить на обломках самовластья, – общество развития. Развитие каждого человека – главный и единственный приоритет будущего общества. Этому будет подчинена и экономика, и политика, и вообще вся общественная жизнь. Развитию интеллектуальному, развитию эстетическому, развитию этическому... Творческой самореализации во всех известных видах творчества – начиная от сотворения собственной жизни и кончая созданием произведений искусства, научной работой и техническим изобретательством.

Как такое общество должно быть устроено? Это будет общество-школа, общество-семья. В котором более умные и сильные будут помогать менее умным и сильным становиться умнее и сильнее. То есть расти. И поэтому важнейший принцип социальной организации общества развития – тесная связь между уровнем полномочий и возможностей человека, с одной стороны, и уровнем его духовного, личностного развития, с другой.

В какой-то мере такая связь существует в любом обществе: элита любого общества в некотором смысле умнее "плебса". Так что речь идет не о чем-то совсем новом. Но тут всё дело в словах "в какой-то мере". В том-то и дело, что мера, в которой эта связь есть в современных обществах, совершенно недостаточна. Нужна гораздо бОльшая мера. Гораздо более полная связь на месте имеющейся, порядком обветшавшей. Верхи сегодняшего общества хотя и превосходят низы по части практического интеллекта, но в отношении нравственного развития, в отношении эстетического развития, в отношении способности любить, да и в отношении просто глубины понимания мира лидерами, как бы это сказать помягче, отнюдь не являются. А должны являться.

Практическая сметка – штука хорошая. Но только тогда, когда она направляется мудростью и добротой, а контролируется совестью. Слепая же и бесконтрольная она смертельно опасна – чтобы жить, животу нужны голова и сердце. Иначе его руки будут только хватать. Ну, и конечно – бить мешающего хватать. А руки человеку даны не только для этого.     

В общем, нам нужно научиться измерять уровень духовного, или, если хотите, личностного (а то на слово "духовный" стараниями церкви у многих развилась аллергия) развития. Как это делать?

Вообще говоря, мы не просто умеем это делать, но и делаем постоянно. Только мы умеем это делать лишь по отношению к людям, которые по своему уровню не очень сильно отличаются от нас самих. Мы отлично понимаем, что вот этот человек умнее меня в таком-то отношении, а этот – добрее. Говорить, конечно, говорим не всегда. Но понимать – понимаем.

Вот это наше умение и нужно использовать при построении общественных рейтингов различных составляющих духовного развития. Всего таких составляющих легко просматривается семь: этическое, эстетическое, доброта и четыре вида интеллекта: знание мира, людей, профессии и себя любимого.

Общая идея построения рейтинга напрашивается сама: стоит каждому человеку назвать семь других людей, которых оно считает выше себя, соответственно, в каждом из семи отношений (то есть семь своих учителей в школе жизни), как мы получаем систему 7-размерных рейтингов, где рейтинг "учителя" равен самому высокому из рейтингов его "учеников" плюс, скажем, единица.

Конечно, чтобы такая система заработала, необходимо решить огромное множество технических вопросов. Но ведь так бывает всегда, когда мы идем от общей идеи к ее технической реализации.

Только не надо страшным голосом кричать, что царство истины никогда не настанет.

Настанет, игемон.

Александр Зеличенко

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены