В то время как чекистско-бюрократический режим заковывает в "духовные скрепы" обманутый народ ретроградным курсом восстановления "советско-русского мира в православном обрамлении", вылившимся в войну с братской Украиной, газовые скрепы Кремля, обрамляющие Европу, дают трещину.

17 марта состоялось поистине историческое событие: в турецком Карсе президенты Турции, Азербайджана и Грузии заложили фундамент реализации первой очереди Южного газового коридора — строительство Трансанатолийского газопровода (TANAP), по которому газ с азербайджанского месторождения Шах-Дениз через территорию Грузии будет поступать в Турцию. На первом этапе пропускная способность трубы составит 16 млрд куб. м в год. Строительство завершится в 2018 году. Турция будет оставлять себе 6 млрд куб. м голубого топлива, а остальные 10 предназначены для экспорта в Европу. Но это будет уже после завершения строительства Трансадриатического газопровода (ТАР) — второй очереди Южного коридора, намечаемого на 2020 год.

Историческое значение этого события состоит в том, что, несмотря на препятствия, чинимые долгое время Москвой, впервые после распада СССР природный газ поступит в Европу из бывшей советской республики — Азербайджана. Попытки Туркменистана осуществить это еще в 90-е годы потерпели неудачу в связи со сделкой, заключенной за спиной Ашхабада "Газпромом" с тогдашним руководством Турции.

Этому мероприятию предшествовал целый ряд событий, продемонстрировавших, что Южный газовый коридор, которому предрекали неудачу, так же как и его предшественнику, многострадальному "Набукко", будет реализован. Что, в свою очередь, может служить прежде всего признаком того, что Евросоюз после долгих дискуссий относительно уменьшения зависимости от "Газпрома" наконец-то перешёл от слов к делу. Этому в немалой степени способствовала и откровенно агрессивная антиевропейская политика Путина и его игра в "кошки-мышки" относительно проекта "Южный поток" в надежде внести раскол среди членов Евросоюза.

Ключевым событием, предшествовавшим церемонии в Карсе, на наш взгляд, явилось подписание накануне — 13 марта — соглашения между Азербайджанской государственной нефтяной компанией (SOCAR), BP и турецкой компанией BOTA, согласно которому ВР становится одним из акционеров TANAP с 12% долей. По этому соглашению BOTAS получает 30%, а SOCAR — 58%. Подключение крупнейшей мировой компании ВР к этому проекту говорит о том, что запасы месторождения Шах-Дениз, разрабатываемого этим британским гигантом, окажутся достаточными для наполнения TANAP, что подвергается сомнению многими пропутинскими "экспертами". ВР в TANAP — это гарантия реализации этого проекта и одновременно стимул для подключения к нему как потенциальных поставщиков природного газа, так и международных подрядчиков.

Другим важнейшим событием, давшим импульс церемонии в Карсе и могущим серьезно повлиять на увеличение мощности TANAP явилось то, что 3 марта президенты Турции и Туркменистана Р. Эрдоган и К. Бердымухамедов в Анкаре объявили о реанимации проекта строительства Транскаспийского газопровода (ТКГ), который задумывался как один из проектов доставки туркменского газа через Каспийское море, Азербайджан, Грузию и Турцию в Европу. Соединение этого газопровода с TANAP, что и обсуждалось в Анкаре, несомненно ускорит наращивание проектной мощности Южного газового коридора и усилит его конкурентоспособность с путинским "Южным потоком".

Целесообразно отметить тот факт, что активное участие Анкары в различных энергетических проектах, конкурирующих с российскими, говорит о том, что, несмотря на наметившееся в последнее время потепление в российско-турецких отношениях, Турция для России все еще остается ненадежным союзником, чего упорно не хотят признавать в Кремле. Анкара нынешнее свое сближение с Москвой использует только для извлечения экономической выгоды и для торга с Евросоюзом и США, чтобы поднять свою "значимость" в регионе.

Даже с учетом того, что реализация Южного коридора вряд ли сможет в ближайшие годы поколебать главенствующие позиции на газовом рынке Европы России, доля которой составляет порядка 30%, тем не менее старт реализации его первой очереди — TANAP — имеет огромное политическое значение и наряду с другими факторами будет способствовать серьезному уменьшению зависимости Европы от "Газпрома" и противодействию путинскому газовому шантажу.

Таким образом, агрессивная внешняя политика, вызывающее поведение нынешнего кремлевского режима по отношению к Европе вызывает принцип бумеранга, подталкивает Брюссель к активным действиям по поиску конкретных альтернативных путей импорта энергоресурсов, прежде всего природного газа.

Как показывает развитие ситуации, газовые скрепы, которыми путинская Россия, казалось бы, надолго охватила Европу, начинают давать трещины. Их неуклонное расширение и углубление в будущем несомненно отразятся и на прочности "духовных скреп". А чем это грозит правящему режиму в Кремле, догадаться нетрудно.

Кямран Агаев

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter