Импортозамещение, как один из мифов кремлёвской пропаганды и "благо" от антипутинских санкций, на деле оборачивается увеличением импортных товаров, прежде всего продовольствия и сельхозпродукции в российских торговых сетях, причем по более высоким ценам из-за девальвации рубля.

В выигрыше от "национально-патриотического" противостояния с Западом Путина, в очередной раз занимавшегося разводкой публики в прямом эфире 16 апреля, остаются не отечественные аграрии и производители, а российское импортное лобби и страны – всевозможные "друзья и союзники", которые не прочь заработать на идиотском эмбарго Кремля против ЕС в качестве ответных антисанкционных мер.

Наибольшую активность в "помощи" российским друзьям избавиться от западной "аморальной" продукции проявляет "стратегический партнер" — Турция. Достаточно зайти в любую торговую точку, от небольшого магазина до супер- и гипермаркетов, чтобы убедиться в том, как турецкие фермеры и бизнесмены в поте лица работают на российского потребителя, "высокодуховную" сущность которого не понимает Запад.

Видимо, российским властям кажется, что турецкая продукция все еще недостаточно представлена на российских рынках, есть еще резервы и неиспользованные возможности. Именно на этом и акцентировал свое внимание находящийся сейчас в Турции мэр Москвы С. Собянин, который со своими колегами из Анкары и Стамбула наряду с собственно городскими вопросами обсуждал и сотрудничество в торгово-экономическом формате.

По сообщениям российских СМИ, основной темой переговоров Собянина стало расширение поставок турецких продуктов в Москву. Для этого вместе с делегацией столичного правительства в Анкару прибыли представители российских сетей оптовой и розничной торговли. Состоялось подписание соглашения между Торговыми платами двух столиц о сотрудничестве в экономической, торговой и инвестиционной сферах.

На церемонии подписания соглашения Собянин признал тот факт, что Турция является одним из основных партнеров Москвы по поставкам продовольствия. "Мы видим огромную динамику, которую показывает развитие экономических связей в поставках продовольствия и в Россию, и в Москву со стороны турецких предприятий. Особенно в том сегменте, который в России не производится или производится в недостаточных объемах", – сказал Собянин.

По информации главы департамента потребительского рынка Москвы Алексея Немерюка, Турция является основным поставщиком плодоовощной продукции на московский рынок. В прошлом году в свете новых санкционных реалий объем импорта увеличился в полтора-два раза и превысил 400 млн долларов. Но другая реалия состоит в том, что пока турецкие овощи и фрукты дойдут до столичного покупателя, на них заработают минимум пять посредников. Уже ни для кого не секрет, что наценка посредников может достигать 50% от себестоимости.

Кому нужна такая импортная продукция, о которой с пафосом говорили в Анкаре и Стамбуле представители различных торговых и продовольственных сетей и предприятий Москвы в интервью российским и турецким СМИ, нетрудно догадаться. Тем не менее, московские власти продолжают заключать соглашения по "сотрудничеству" в основном с зарубежными партнерами. Достаточно вспомнить, подобный турецкому, вояж в сентябре 2014 года Собянина в столицу Азербайджана Баку и подписание целого ряда документов по поставкам в Москву овощей, фруктов и продукции перерабатывающей промышленности.

В связи с поездкой Собянина в Турцию и намерением увеличить поставки турецкой продукции вновь возникает уже набивший оскомину вопрос: зачем россияне должны потреблять в основном дорогостоящую импортную продукцию, тем самым финансировать аграрный сектор зарубежных стран, повышать занятость тамошнего населения под пропагандистские разговоры Кремля об импортозамещении? Как расходуются громадные бюджетные средства, выделяемые на развитие отечественного сельского хозяйства и продовольственного комплекса? Может быть, спросить у бывшей министерши сельского хозяйства РФ Е. Скрынник, которая преспокойно ныне живет в Швейцарии?

Почему московские власти не подписывают подобные соглашения со столицами республик Кавказа и городами юга России, природно-климатические условия которых практически не отличаются от турецких? Зачем надо было тратить десятки миллиардов долларов на проведение олимпиады в Сочи? Может стоило вместо этого направить средства на развитие аграрно-промышленного комплекса громадного южного региона России, способного в перспективе накормить всю страну?

Умелая и целеустремленная политика по развитию сельского хозяйства, в частности, кавказских республик, наряду с продовольственной, позволит решить проблему занятости и целый ряд национальных, социальных и других острых вопросов этого непростого региона. Тогда и отпадет раздражающий Кремль лозунг "хватит кормить Кавказ", который в нынешних условиях больше подходит для Турции.

А пока что нам остается жевать израильскую редиску, есть чилийские баклажаны и турецкие помидоры: разводка с "импортозамещением" продолжается.

Кямран Агаев

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter