В одном из своих интервью Майя Плисецкая как-то сказала: "Если вы запретите Кармен, вы ничего не добьётесь, пока я жива – Кармен будет жить". Разумеется, речь шла не о повести Проспера Мериме, и не об опере Жоржа Бизе, а о балете "Кармен-сюита" созданным любящим мужем Родионом Щедриным для неё, для его музы Майи Плисецкой. Но, возможно речь шла и о самой Кармен, с её непростым и свободолюбивым характером, с тем, что было близко самой бессмертной и великой балерине "от Бога" Майе Плисецкой. Она жила с высоко поднятой головой, не склоняя её даже в "Умирающем лебеде" Сен-Санса или перед теми, кто казался себе и толпе сильными мира сего. Она парила на сценах, и прежде всего на своей любимой сцене Большого театра, которая подарила ей столько цветов и счастья творчества и выпила столько её крови, измотала столько её нервов, которые не могли полностью компенсировать ни горный воздух Баварии, ни тишина и спокойствие Тракайского озера. Не любит российская сцена, политическая и настоящая вольных птиц. Она их убивает или старается заключить в клетку или посадить на цепь. Ни то ни другое с Майей Плисецкой сделать никому не удалось.

Балет осиротел. Осиротела мировая культура. Осиротел зритель, видевший и любивший её. Осиротела Свобода. Тяжело всем, но особенно верному и великому Родиону Щедрину. Они были неразрывны, поддерживая, вдохновляя, оберегая друг друга. Она была его музой, он её композитором. К счастью для нас современников, для будущих поколений сохранятся плёнки с балетами, фильмы, партитуры, передачи, книга Майя, всё то, чем она Королева Балета и он её Король нас одарили. Пока будет жива музыка, пока будут живы эти фантастические кадры с па и немыслимыми руками-крыльями Майи, пока будет жива потребность в свободе и творчестве – она будет жива в памяти. Артист умер? Нет! Да здравствует Артист!

Григорий Амнуэль

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter