"Свадьба тысячелетия". Фото: ekhokavkaza.com
  • 20-05-2015 (12:29)

Критерий — добровольность и добросовестность брака

Блогосфера о вопросах, порожденных "свадьбой тысячелетия"

update: 20-05-2015 (18:53)

Свадьба 17-летней девушки с предположительно женатым человеком в Чечне спровоцировала множество дискуссий в соцсетях: соблюдается ли на всей территории России законодательство, в частности о семье? А если будет легализовано многоженство, то должна ли идти речь о многомужестве? Стало ли произошедшее признаком архаизации? При всей разности мнений большинство уверено в одном: в случае заключения брака речь в любом случае должна идти о добровольном решении взрослых людей. И ни о чем ином.

Александр Шмелев:

"Улучив свободную минутку, "оптом" изучил дискурс последней недели. В связи с чем не могу не сказать пару слов о знаменитой чеченской свадьбе. Дело в том, что проглядывая высказывания в динамике, трудно не обратить внимание вот на какой момент:
Примерно до пятницы у условно прокремлевских, пропутинских, "новороссийских" блоггеров по этому вопросу сохранялся плюрализм. Кто-то из них не горел желанием поддерживать Кадырова и "вайнахские традиции" в силу своей ксенофобии, кто-то — институт многоженства как нечто "неправославное", кто-то и вообще был сторонником прав женщин…
Но с пятницы — как отрезало. Теперь ВСЕ ОНИ за Кадырова, адат, шариат, "стерпится-слюбится"… В крайнем случае — просто высмеивают "либералов", пытающихся "раздуть скандал на пустом месте".
При этом, казалось бы, для многих из них это совершенно идеологически неорганично. Но "лагерные" приоритеты ("если все наши за, я тоже") — оказываются важнее. И вот, русские националисты начинают "топить" за чеченские обычаи, православные священники — за многоженство, коммунистки — против эмансипации, и т.п.
Очень много это, по-моему, говорит о природе того, как в нынешнем дискурсе все устроено. Ну, и о ценности этих высказываний вообще.

АПДЕЙТ: Справедливости ради исправляюсь: выделенные капслоком слова неточны, Митя Ольшанский и Егор Просвирнин — счастливые исключения. Как, кстати, и в случае с Шарли Ебдо".

По теме
НОВОСТИ

"В обсуждаемом сейчас сюжете чеченской свадьбы скандально многоженство и насилие, а вовсе не разница в возрасте, о которой пишут с тем же дурацким возмущением. Многоженство дурно, насилие дурно, а разница в возрасте, какой бы она ни была — личное дело половозрелых людей, решивших соединиться друг с другом, и никого, кроме них, не касается", — считает Александр Тимофеевский.

Эмиль Паин:

"Падение "Протона" и неравный брак в Грозном два события последних дней, которые лучше других отражают сущность нынешней исторической динамики России: прогресс отступает — архаика побеждает. Нынешняя Чечня навязывает свои культурные нормы остальной России. И рейтинг хозяина, и подхалимаж слуг, и жестокость преследования врагов, не говоря уже о патриархальности бытовых отношений — все это на периферии выше чем в центре, но столица учится и перенимает. Это закономерность. Империя в начале своего развития навязывает свои нормы покоренной периферии, а в период заката — задыхается от варваризации".

Закир Магомедов:

"Может, сравнение будет некорректным, но я помню как совсем недавно, например, Навальный и прочие, которые якобы за демократию, обнаружили, что в России в полицейских отделах пытают. Ну, вы же помните ту историю с активистом, депортированным из Украины, у которого потом признания буквально выбивали.
Для следящих за ситуацией на Северном Кавказе подобные методы дознания не были новостью — новостью было искреннее удивление тех самых, которые за демократию. А что они хотели-то? Эти методы дознания успешно выпестовались на Кавказе и пошли в остальную Россию.
Так же и с бедной чеченской девочкой. Речь ведь совсем не о возрасте, речь о том, что человек, более-менее наделенный властью, может указать пальцем на любую школьницу и ее ему принесут на блюдечке, потому что боятся за свою семью, жизнь и т.д.
Так что, те, которые пишут про "это же Чечня, это вообще не Россия", не удивляйтесь, когда через пару лет где-нибудь под Рязанью местный князек устроит гарем из малолеток, которых он насильно понасобрал на школьном выпускном. Не удивляйтесь, что их родители будут молчать, а региональная власть и федеральные чиновники будут что-то лепетать про "любви все возрасты покорны" и сморщенных женщин".

"Это не традиции, это отсталость. Подобные брачные отношения были приняты У ВСЕХ народов буквально 100-50 лет назад. Отказались. Как и от поражения в правах незаконнорожденных. Вот на Руси была пословица "Стерпится — слюбится", вряд ли ее в селе Джалка придумали", — пишет Дмитрий Трещанин.

Алина Фаркаш:

"В истории с чеченской свадьбой меня больше всего бесит это смещение фокуса: ах, он старый и некрасивый, а она юная и красивая, да, как так можно?! Из всего того безумия, что там происходит, незаконным может быть только секс по принуждению, если девушка этого не хочет (добровольный секс с семнадцатилетней у нас в стране законен, возраст согласия — 16 лет, второй брак официально заключить нельзя, значит, как бы люди не называли свою вечеринку свадьбой, она ею не является)".

"Еще мне кажется очень важным удерживаться от предположений из серии: "Ну, очевидно же, что семнадцатилетняя девушка не может хотеть замуж за старика!" Во-первых, жизнь гораздо разнообразнее того, что "всем абсолютно очевидно". Во-вторых, от этого предположения до: "Посмотрите, с чего бы такому красивому, успешному и женатому парню насиловать эту вот кривоногую страхолюдину! Это же абсолютно невозможно" — вот от того предположения до этого — даже шагов делать не нужно. Они в одном поле вообще находятся", - добавляет она.

Екатерина Шульман:

"А что, товарищи, кто из занимающихся социальными науками, правами человека, gender studies может написать внятный текст на тему "В чем разница между однополыми браками и многоженством"? Если у общества возникает вопрос, на него должен быть дан ответ — и без этого вот "если надо объяснять, то не надо объяснять". Всем все всегда надо объяснять, а потом догнать и еще раз объяснить. That's what we are here for. Да здравствует Просвещение".

"Для легализации полигамии требуется полное и абсолютное отделение религии от государства, а также абсолютная доступность развода, — впрочем, снова, это вообще для всего нужно, конечно, но для полигамии в особенности", — считает Анастасия Овсянникова.

"При чем тут многоженство? Вопрос в насилии и недобровольности брака, а не в его форме в первую очередь", — уверена Анна Марголис.

Егор Седов:

"На мой взгляд, и многоженство-многомужество, и однополые браки — это нормально, но при одном важнейшем условии: ДОБРОВОЛЬНОСТИ.
И та самая знаменитая свадьба стала предметом обсуждения (по крайней мере, у вменяемых блогеров) не из-за следования неким обычаям, а потому, что в добровольности усомнились.
На страже добровольности и должно стоять государство. Статью об изнасиловании никто не отменял. Прочее — дело граждан (естественно, взрослых и вменяемых)".

Блогер aerosnake приводит возражения:

"Критика однополых отношений настолько же умна, насколько умна критика природного цвета волос, размера обуви или склонности к кариесу…

Современные государства всё чаще предпочитают "подключать" однополые пары к своей "правовой инфраструктуре". Это вовсе не означает, что государство как-то специально "одобряет" такие отношения — они не нуждаются в одобрении. Это означает, что государство считает нужным регистрировать взаимные права и обязанности, принятые на себя добровольно двумя вменяемыми совершеннолетними партнерами. Это упрощает (или делает возможным) правовое регулирование соответствующей сферы вообще, и судебное разрешение конфликтов в частности.
Полигамный же брак, я повторяюсь, остается крайне дискуссионным вопросом со многих точек зрения одновременно. В частности, полигамия крайне сомнительна с точки зрения гендерного равенства, так же, как и "односторонняя" полиандрия. Обоюдная же полигамия приведет к выстраиванию длинных квазисемейных цепочек состоящих из мужей и жён, поддерживающих брачные отношения друг с другом в самом запутанном порядке.
Имею ли я что-то против одновременной полигамии обоих полов? Да ничего я против этого не имею — я вообще, будь я султан, был бы холостой. Но вот такого варианта брачных отношений на практике не имеет в виду никто, в том числе и те, кто настаивает на "нормальности" полигамии.
Официальный брак с множеством партнеров одновременно у каждого из участников разнополой пары, на самом деле, является смертью современной семьи. Однополый брак ею не является".

Андрей Неудахин:

"О чем я думаю?
О том, что многоженство и многомужество можно разрешить законодательно, и возмущаться тут нечем. А вот принуждение к браку должно быть приравнено к изнасилованию".

"Единственное, что шокирует в этой истории — это уровень состояния жениха. Начальник местного РОВД живет как арабский шейх. Наряды, интерьеры, мерседесы, сотни гостей", — считает Вадим Востров.

В связи со все той же свадьбой блогосфера осуждает детского омбудсмена Павла Астахова за высказывание о "сморщенных" женщинах. Впрочем, многие считают, что какие-либо петиции бесполезны.

когда закончите писать письмо Путину, чтоб снял Астахова, напишите уж сразу Астахову, чтоб снял Путина — примерно той же осмысленности будет акция", — пишет Роман Лейбов.

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter