Эдуард Лимонов написал в "Известиях" донос в Кремль на "Эхо Москвы". Донос так и называется: "Эй вы, там, в Кремле! Проснитесь!". Текст доноса написан в настолько карикатурном стиле, что на секунду возникает подозрение в том, что автор на самом деле издевается над кремлевскими, а сам хочет "Эхо" поддержать. Но, с учетом всего остального, написанного автором, понятно, что вот это он тоже всерьез.

"Оно угрожает самому существованию России", - ябедничает Лимонов. И приводит доказательства преступлений, вот их неполный перечень: "Они готовы принести в жертву европейскому выбору для Москвы и Петербурга всю остальную страну". А вот еще ужасное: "Наглый бесстыжий Макаревич (кстати, родственник Венедиктова) и российские певички типа Арбениной, выступают в Киеве и на территории АТО - это их работа, эховцев".

Лимонов напоминает кремлевским, чем кончилось благодушие их предшественников: "Вспомним диссидентов, которым при крайне ограниченных информационных возможностях удалось развратить подчистую российскую номенклатуру, а затем коррумпировать и народные массы, сделать так, чтобы рухнул СССР".

Ужасные воспоминания, как Андрей Дмитриевич Сахаров коррумпировал народные массы, а Буковский с Ковалевым и Алексеевой развращали российскую номенклатуру, - эти жуткие видения настолько потрясли писателя Лимонова, что он требует жестких и решительных мер: "Репрессий не нужно. Репрессии - это старомодно. Нужно закрыть (сказать, что на время, а там и не открыть никогда) вражеские радиостанции и СМИ. Кроме "Эха" закрыть и "Коммерсант FM", РБК и "Новую газету", хотя бы этих". Но и этих мер, по мнению писателя Лимонова, недостаточно. "Следует лишить российского гражданства несколько десятков журналистов и выслать их в Чехию".

Отправив донос в Кремль, бдительный Эдичка устало потянулся и обозрел мысленным взором поле после битвы: нет, вроде ничего не упустил, этих закрыть, этих выслать... Нет, все правильно, так и Россия уцелеет, и его, Эдичку, глядишь, похвалят.

Писатель Лимонов давно превратился в самокарикатуру. И, возможно, не стоило бы обращать внимание на его забавные тексты, если бы не одно обстоятельство. В замыслах по ликвидации вредоносного "Эха Москвы" у писателя Лимонова появился очень сильный и энергичный союзник. И это не какой-нибудь Соловьев или Киселев, которым, как и писателю Лимонову, "Эхо" давно встало поперек горла. Эти для "Эха" не опасны, им, равно как и писателю Лимонову, "Эхо" не по зубам.

Есть убийца намного серьезнее. И находится он гораздо ближе, чем все эти стирающие себе зубы в бессильном скрежете лимоновы-соловьевы-киселевы. И не надо писать ни в какой Кремль. Убийством "Эха" деловито и методично занимается его главный редактор Алексей Алексеевич Венедиктов. Так что не суетитесь, Эдуард Вениаминович, дело в надежных руках, тут обойдутся без вашей самодеятельности.

Мутация "Эха" шла в несколько этапов. Постепенно тон редактора в общении с аудиторией становился все более хамским и крикливым. В "аптеку за углом" отправлялось все больше нормальных интеллигентных людей, для которых такой стиль общения был неприемлем.

Фирменное хамство ААВ избирательно обращалось и против политиков и против экспертов. Но только не против тех, кто в Кремле, а тех, кто против Кремля. Одним из первых с "Эха" ААВ вышиб Григория Явлинского, назвав "Яблоко" "фюрерской партией". В комментариях Венедиктов глумился, мол, фюрер это же вождь по нашему, так что нечего обижаться. Не вдаваясь в детали этой позорной для "Эха" истории, отметим лишь, что "Единую Россию" ААВ вроде не называл фюрерской партией. С чего бы такая деликатность? Итак, минус Явлинский.

Затем из эфира и с сайта "Эха" вынуждены были уйти один из создателей "Эха Москвы", владелец самого большого пакета акций на старте компании, Гарри Каспаров и публицист Андрей Пионтковский. Их тексты все чаще не проходили эховскую цензуру и заворачивались. Писать в стол в наше время для таких авторов было бы странно. Такие же проблемы постоянно возникали у покойного Бориса Немцова.

Вместо вытесненных Явлинского, Каспарова и Пионтковского на "Эхе" все больше становилось условных Фефелова, Шевченко, Белковского, Барщевского и Захаровой. Процесс "фефелизации" повлек за собой изменение в составе аудитории. Она все еще сильно отличается от аудитории федеральных каналов, но некоторые голосования на сайте "Эха" показывают процесс сближения этих аудиторий.

Сегодня процесс вступил в завершающую стадию. Эта стадия убийства "Эха" носит кодовое название "Помощница". Операция "Помощница" реализуется по всем канонам информационной войны, с использованием всех ее методов из старых методичек, включая метод "тухлой селедки", метод навязанной повестки дня путем нанесения травмы и прочих подлых и хорошо известных любому профессиональному журналисту техник, часть из которых недавно процитировал из своей прошнурованной тетрадки Владимир Яковлев.

"Помощница" стала главной фигурой на "Эхе". Призывы ее не замечать и наслаждаться любимыми и уважаемыми авторами звучат как издевательство. Положите тухлую селедку на обеденный стол, а еще лучше на краешек своей тарелки, и наслаждайтесь вкусом и запахом любимого блюда. Стойте, куда это вы из-за стола? Вы же даже не попробовали!

Одним из первых не выдержал Виктор Шендерович. Его набатное обращение уже не к главному редактору "Эха", позиция которого вполне ясна, а к коллективу, а еще точнее к той дюжине профессионалов, которые остались на "Эхе", не получило публичного ответа. В своем набате Шендерович пишет, что коллективная репутация эховцев стремительно обрушается.

Впрочем, один ответ получен. Сергей Корзун, основатель и первый главный редактор радиостанции, ушел с "Эха Москвы". Вот его комментарий: "Я больше не работаю на радио "Эхо Москвы". Того "Эха", которое мы начинали в 1990-м, не стало. организм еще работает, но "смерть мозга" уже наступила. Это мое личное оценочное суждение". Непосредственной причиной увольнения стали публикуемые на сайте "Эха" статьи "Помощницы", после которых увольнение становится единственным шансом спасти личную репутацию, поскольку репутацию "Эха" из-за позиции редактора спасти не удается.

Своим ответом в Twitter на увольнение Корзуна, ААВ ставит рекорд глумливости и цинизма: "Сам  пришел, сам ушел. Причины нет, это же видно по тексту"... Путинское "она утонула"... Народное "умер Максим - ну и ... с ним"... Каиново "не сторож я брату своему"... Венедиктов окончательно стал органической частью путинского большинства, главным видовым признаком которого является даже не имперскость и не поддержка Путина, - это все изменчивые признаки. Главное - это твердая вера в то, что нет и не может быть на свете никакой морали, никакой этики, в том числе этики профессиональной. В этом Эдуард Лимонов, Алексей Венедиктов и Владимир Путин абсолютно тождественны и в равной мере входят в то путинское большинство, к созданию которого каждый из них приложил свою руку. А "Эхо Москвы" жаль. Хорошая была радиостанция.

Игорь Александрович Яковенко

Blogspot.ru

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter