Двадцать лет назад, 18 июня 1995 года, в Буденновске (Ставропольский край) в результате переговоров с Шамилем Басаевым, командиром террористов, засевших в больнице,

удалось добиться освобождения более полутора тысяч заложников, которых заменили 150 добровольцев.

Штурм, предпринятый спецподразделениями ФСБ и МВД на рассвете 17 июня, провалился. Несколько попыток атаковать больницу, в которой засели прикрывшиеся "живым щитом" террористы, привели к потерям как среди нападавших, так и среди оборонявшихся, но более всего от огня пострадали заложники – до 30 погибших, много раненых.

После провала штурма Сергею Ковалеву, депутату Государственной думы и председателю Комиссии по правам человека при президенте РФ, удалось получить от главы правительства России Виктора Черномырдина полномочия на ведение переговоров и связаться с Шамилем Басаевым по телефону. "Группа Ковалева", в которую входили депутаты Валерий Борщев, Виктор Курочкин, Михаил Молоствов, Александр Осовцов, Юлий Рыбаков и помощник Ковалева, представитель "Мемориала" Олег Орлов, по собственной инициативе прибыла в Буденновск 16 июня.

Ее участники предложили штабу по освобождению заложников свою помощь в организации переговоров с террористами. К сожалению,

этой помощью штаб воспользовался лишь после того, как стало ясно, что "силовой вариант" нейтрализации террористов возможен лишь ценой гибели большинства заложников и штурмующих.

Ранним утром 18 июня Сергей Ковалев и члены его группы с согласия противостоявших сторон зашли в больницу и начали переговоры с Басаевым об условиях освобождения заложников. В течение двух часов удалось убедить его отказаться от заведомо невыполнимого условия, - немедленного вывода российских войск из южных районов Чечни, - и согласовать основные положения договоренности об освобождении заложников. Затем при посредничестве Ковалева был организован телефонный разговор Виктора Черномырдина и Шамиля Басаева, которые

договорились об окончательных условиях освобождения заложников: о прекращение военных действий на территории Чечни, и о последующем решении всех спорных вопросов путем переговоров.

Эти положения были письменно зафиксированы утром 18 июня 1995 года в двух документах, написанных там же, в помещении больницы, от руки, на тетрадных листах клетчатой бумаги:

  1. "Обязательства" сторон"
  2. "Дополнительное соглашение".

Оригиналы этих документов находятся в архиве "Мемориала".

Документы подписали, с одной стороны - Шамиль Басаев, а с другой, от правительства России по поручению Виктора Черномырдина, - глава делегации Сергей Ковалев, депутат Государственной думы Юлий Рыбаков, депутат Совета Федерации РФ Виктор Курочкин, помощник Ковалева Олег Орлов ("Мемориал"), от администрации Ставропольского края – Сергей Попов, от чеченской диаспоры – Джабраил Хангошвили.

Сразу после подписания документов началось освобождение первых групп заложников – женщин и детей.

Достигнутые соглашения были озвучены около часа дня 18 июля 1995 года в телевизионном выступлении Виктора Черномырдина. После этого освобождение заложников продолжилось. На следующий день, 19 июня, отряд боевиков, прикрывшихся "живым щитом" из ста двадцати добровольцев-заложников, выехал их Буденновска на предоставленных федеральной стороной автобусах. Разумеется, "добровольность" эта была весьма относительной:

люди были вынуждены согласиться прикрывать собой террористов в пути следования с тем, чтобы спасти основную массу заложников, - возможно, ценой собственных жизней.

Большинство из добровольцев составляли заложники, захваченные террористами еще 14 июля. "Живым щитом" в обмен на свободу заложников согласились стать также члены "группы Ковалева" и журналисты.

В тот же день, 19 июня, в Грозном под эгидой ОБСЕ начались переговоры между делегациями России (Аркадий Вольский, Анатолий Куликов, Николай Семенов) и Чеченской республики Ичкерия (Ширвани Басаев, Султан Гелисханов, Усман Имаев, Аслан Масхадов). 20 июня колонна автобусов прибыла в горное чеченской село Зандак, находящееся под контролем сепаратистов, где и были освобождены все заложники, использовавшиеся в качестве "живого щита".

Первый раунд переговоров в Грозном продолжался до 22 июня, стороны договорились о продлении моратория на боевые действия на неопределенное время.

Относительный мир в Чечне продлился до декабря 1995 года. Всего в ходе террористического акта и контртеррористической операции в Буденновске погибли 105 гражданских лиц, 11 милиционеров и, как минимум, 14 военнослужащих.

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter