Ижевского активиста-антифашиста, руководителя местного отделения "Партии прогресса", одного из лидеров движения "Градсовет" Тимофея Клабукова 24 июня суд оштрафовал на тысячу рублей по обвинению в демонстрации нацистской символики. Поводом для разбирательства стал пост Клабукова в Facebook, в котором он критиковал ультраправый форум, прошедший в Санкт-Петербурге в конце марта по инициативе партии "Родина". Активист уверен: его запись закона не нарушает, а истинная причина преследования не в фотографиях. Опасения Клабукова кажутся небезосновательными: едва закончился первый суд, как его уже вновь хотят привлечь по административной статье. Причем повестку на допрос подписал и вручил сотрудник Центра по борьбе с экстремизмом. О ставшем почти личным конфликте с Центром "Э", интересе службы к "Партии прогресса" и особенностях гражданской активности в регионах Клабуков поговорил с Каспаров.Ru.

Вы писали, что у суда по административному правонарушению была долгая предыстория. С чего все началось?

Да. Началось с нашего участия в стихийном народном сходе против вырубки сквера в центре Ижевска. Помимо прочего, мы записали видеообращение к главе республики. Можно сказать, мы поставили ему ультиматум: если власти не уберут забор вокруг стройки, то мы его уберем сами. После этого меня и дернули. 7 мая мне позвонили сотрудники Центра "Э" и пригласили на беседу. В итоге накануне Дня победы мне вручили два предписания. Первое о недопущении экстремистских действий. Во втором документе написано, что прокуратура Октябрьского района вместе с Центром по противодействию экстремизму провела проверку, и

у них есть основания полагать, что 9 мая я приму участие в несанкционированных акциях, связанных с "поддержкой радикальных пронацистских организаций Украины".

Я спросил вручившего эти бумаги сотрудника, какие у него есть основания предполагать, что я буду участвовать в такой акции. Я не поддерживаю радикалов ни здесь у нас, ни на Украине, никаких связей у меня в таких кругах нет, соответственно у Центра "Э" и прокуратуры не было никаких оснований делать такие выводы. Сотрудник Центра "Э" четкого ответа мне в тот момент не дал.

А позже сотрудники Центра "Э" как-то объяснили свои действия?

Как сказать… Их предостережение я опубликовал в Интернете и дал интервью "Радио Свобода" по этому поводу.

Прошла примерно неделя с этого момента. Не знаю, что у них там произошло, но они меня опять вызвали. Начали говорить: "Зачем ты пишешь, зачем рассказываешь? Мы же с тобой по-хорошему. Мы же тебя не прессуем, не сажаем. Честно свою работу выполняем". Я на это ответил, что считаю глупостью подозрения в отношении меня. Опять повторил, что выводы их "проверки" беспочвенны.

На этот раз они ответили, что нашли основания. Сказали, что 1 мая, когда мы вышли на демонстрацию, в нашей колонне был один человек, который нес квадратный лист примерно 30 на 30 сантиметров с надписью: "Нет войне" и два маленьких шарика — голубой и желтый. Вот такое основание.

Я не считаю, что пребывание в одной колонне с человеком, у которого был маленький плакат против войны с Украиной — повод считать, что я за каких-то радикалов. Однако они сказали, что нашли на меня еще кое-что. Мол, у меня на странице в Интернете есть некие фотографии, пропагандирующие нацизм. Я объяснил, что у меня есть только запись, осуждающая такую идеологию.

"А вот это без разницы. У тебя на фотографиях есть кельтский крест, значит все — нарушение", — ответил сотрудник Центра "Э".

Меня еще вот что поразило в том разговоре. Один из вопросов, которые мне задали: "Знал ли я, что итальянская организация Forza Nuova (название переводится как "Новая сила" — прим. Каспаров.Ru) признана нацистской. Я ответил, что не знал, но подозревал. Сказал, что есть сайт форума, организованного "Родиной", и эта партия там числится в списке участников. "Если она фашистская, вне закона, почему ее представители законно приезжают на этот форум?" — спросил я.

На что сотрудник Центра "Э" мне ответил очень странно: "Они же свои флаги не вывешивали там". На это я заметил: "Какая разница. Что, если ты флаг убрал, но идеология осталась, все, ты уже не фашист?" Вот такой получился разговор.

Под конец сотрудник Центра "Э" меня предостерег: "Смотри, Тимофей, я надеюсь, что ты больше не будешь о нас ничего писать. Административка будет, а там посмотрим на твое поведение". Я сказал, что ничего обещать не буду.

Как я понимаю, вы все-таки написали о допросе. Что было потом?

Да, потом я все-таки написал об этих событиях, ну и меня вызвали в "Октябрьский" РОВД, где составили административное дело. В РОВД прямо под диктовку этого сотрудника Центра "Э" женщина, которая занимается административками, этот протокол и писала. Ей принесли материал проверки, материал исследования, на основании их она все бумаги и заполнила.

Я сказал ей: "Вы знаете, что СМИ писали об этом форуме и его участниках". Она как-то неуверенно ответила: "Ну, вроде же есть у нас такой закон, что такие изображения нельзя размещать".

Я вновь подчеркнул, что не пропагандировал фашистские идеи, а осуждал. "Ну может, это несовершенство закона, но, вы понимаете", — в том же духе продолжила она. Она, конечно, не сказала этого напрямую, но было видно, что ей сказали до этого: "Давай, оформляй!"

Получается, преследование — месть за вашу борьбу с застройкой сквера?

Да, но не только это. Они мне говорили, помимо прочего: "Ну ты же сам понимаешь, в какой ты партии. Мы же должны работать". На это я отвечал, что "Партия прогресса" не делает ничего незаконного. Настороженность в этом отношении у них, конечно, есть. Задавали и вопросы про партию: как давно состою, как давно председатель регионального отделения. Но каких-то каверзных вопросов, надо сказать, не было.

Меня вот что поражает: в Удмуртии действительно есть радикалы, в том числе религиозные, но ими они не занимаются. А сейчас у нас, получается, конфликт уже какой-то полуличный. Они мне что-то сделают, я в ответ что-то опубликую. Других инструментов для защиты не остается: суд же на их стороне. Получается, что только так их можно призвать к здравому смыслу.

А по скверу… неделю назад меня опять вызвали. В середине мая было очередное горячее противостояние — застройщик пытался приехать и восстановить наполовину разобранный забор, начать все заново. Но жители сквер отстояли. Полиция, надо сказать, оставалась нейтральной. В истории борьбы за сквер все вообще волнами.

После этого Центр "Э" вновь брал у меня объяснение, и вот теперь на меня оформляют новый административный протокол — этот стихийный сход жителей хотят представить как несанкционированную массовую акцию, а меня обвинить в том, что я ее организовал. Во время дачи объяснений мне говорили, что я есть на видео, и видно, что я там "главный". Это вдвойне смешно, потому что в тот день в сквере был начальник департамента общественной безопасности, который говорил людям: "Вы все делаете правильно, молодцы, стойте дальше за свой участок". То есть полиция своими действиями поощряла эту "несанкционированную массовую акцию", если суд признает таковой наш сход. Но я думаю, у них хватит здравомыслия этого не делать.

Алексей Бачинский

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter