Разумеется, статья будет не научная, а публицистическая. Однако материалом для дальнейших исследований созданного в ХХ веке типа человекоподобного служить может. Основой создания разработанной и осуществлённой насильственной генерации послужил человек, отягощённый историческим имперским опытом угнетения и волной неожиданно свалившейся на него безграничной свободы, граничащей с анархией. Имея достаточно низкий порог образования и главное информации и широты горизонта, он, человек, оказался не готов к попытке социальных изменений, происходящих вокруг него, ввергших его в водоворот исторических событий.

Проще? Пожалуйста. В СССР было принято потешаться над опытом Монголии, которая, согласно учебникам истории, в ХХ веке предприняла попытку перехода из феодализма в социализм, минуя капиталистический этап развития. К сожалению, для больших территорий и главное масс народных в Российской Империи, это также актуально. Смеяться не над чем. При этом монголы не считают себя по праву наследия Великой Орды — главной страной, увы, у их северных соседей на подкожном уровне собственное величие и важность. Не важно чем, не важно как, но мы самые великие! Это было и остаётся не терпящим сомнения и разрушения фундаментом национальной пропаганды при всех строях.

Период развития капиталистических отношений и период создания и развития городов на бескрайних просторах Российской Империи сильно отстал и по времени и, что не менее важно, по плотности распределения по всей территории государства от европейских соперников.

Доказательства?! Достаточно пристально посмотреть на карту России. Даже сегодня видна явная неравномерность распределения городов и дорог. Увы, правильно утверждал учебник природоведения — большая часть территории страны является зоной рискованного земледелия или, говоря проще, не самого благоприятного и пригодного для жизни климата. Это наложило отпечаток на историю, и в том числе на прогресс социальных реформ страны. История кровавой борьбы за власть дополняет это. Слишком малый процент властителей, от князей до императоров, окончил жизнь естественной смертью. Что уж тут говорить о простых людях, о тех, кому "повезло" родиться на российских просторах.

Каждый приходящий к власти часто прежде всего старался отринуть или как минимум пересмотреть путь, пройденный предшественником. Плюс почти постоянные войны, отражавшиеся на формировании характера страны и народа.

Войны между различными внутренними территориями на первичном этапе "собирания земель". Столкновения с соседними странами и народами в естественной борьбе за выживание с одними и за порабощение и присвоение их земель с другими. Приращение новых территорий выковало воинственный и достаточно агрессивный характер и народа, и государства. История не уникальна, в той или иной мере она характерна для многих других территорий и стран. Однако, подчеркну ещё раз, специфика суровости климата и необходимости постоянно бороться за выживание и с природой, и с внутренними и внешними враждебными человеку силами влияла на формирование его национального характера и национальной идентичности.

Думаю, что и выбор византийской веры, напыщенной максимальным блеском золота и властью над индивидуумом, был во многом продиктован всё той же серостью повседневной окружающей картинки.

Вера, православная религия, стала неотъемлемой частью жизни человека и государства. При этом, даже если оставить в стороне кровавый период борьбы со старообрядцами и длительный имперский послепетровский период Синода, т.е. превосходства власти над церковью, институт РПЦ практически до наших дней — один из важнейших институтов, двигающих процесс развития общества и государства, дошёл до нас в почти неизменном виде. Реформаторские процессы западной цивилизации обошли условную 1/6 мира стороной.

Начало ХХ века всю эту архаическую систему устоявшихся взаимоотношений сломало через колено. В начале бурный, естественный рост капиталистических отношений. Ещё раз подчеркну, неравномерно развивавшихся и распределявшихся по территории страны. Рост внешнеполитических и внутренних противоречий, связанных с переустройством мира. Столкновения государств, пытающихся в очередной раз перекроить мировые карты в соответствии с новой табелью о рангах. Внутренние возрастание разрыва в социальных и имущественных вопросах между различными народами, национальностями, классами, формирующими население многонациональной страны. Запоздалые попытки создать парламент — Думу, усилить роль Земств, т.е. регионального самоуправления, не увенчались успехом — слишком сложно поставить страну на нормальные рельсы развития после многовекового, со времён уничтожения Псковской и Новгородской демократии "Веча", разрушившего даже основы этого пути. Отсутствие системы образования, точнее широты и доступности его в стране. Нехватка времени на период развития всех остальных институтов общества, способствующих демократизации. Напомню, старейшему университету России — Московскому, всего 3 века, сравните это с историей итальянских, ягеллонского, карловского, немецких, британских и французских, различие в годах образования слишком очевидно — несколько веков! Та же история и с Академией, Консерваторией и многими другими важнейшими показателями развития общества и страны. Такое отставание не нагоняется даже путём революционных штурмов. Развитие страны и общества сложнее, чем развитие одной какой-то отрасли производства.

Да, бурный рост городов на этапе раннего средневековья уже наметил разрыв по всем основным вопросам. Попытки сократить разрыв, принимавшиеся в период Петра, Екатерины, позволяли кое-что наверстать, но в том числе из-за огромной протяжённости территории и её разобщенности не в силах были полностью уничтожить создавшееся отставание. Не смогли это сделать и революционные изменения ХХ века. Течение жизни и развитие истории подчиняется не революционным, а эволюционным законам гармонического развития личности и государства. Как большевики — коммунисты ни пытались исправить, оспорить эти законы, ничего не получилось — кроме главного продукта их жизнедеятельности — "хомо советикуса".

Пора от затянувшегося предисловия, исследовавшего генеалогическое древо создания страны в предсоветскую эпоху, постепенно переходить к последствиям, то есть к нашим дням.

Массовое науськивание, стукачество и воспитание на крови, свойственное периоду становления СССР, практически продолжалось весь длинный период советского действа.

От затопленных барж с людьми, расстрелов заложников и погромов по национальным, социальным и конфессиональным признакам, Павлика Морозова — отправляющего отца на смерть, и Любови Яровой, предпочитающей женскому счастью любви чувство классовой и социальной мести, ночные шествия 30-х с призывами "смерть бешеным собакам" — соотечественникам, к предательству сотен тысяч, а возможно и миллионов, брошенных на полях Финской и Второй мировой войн. Военных и мирных граждан своей страны, преданных властью и отринутых соотечественниками. Ведь каждый, кто был в плену или на оккупированной территории — уже потенциальный враг, согласно закону, и, что страшнее, — общественному мнению. Пройдёт не одно десятилетие, прежде чем неохотно начнут возвращаться в память народа имена уничтоженных в угаре идеологической борьбы людей, наций, целых народов, объявлявшихся "народом-врагом", прежде чем к нам прорвётся "Жизнь и судьба". К беспрецедентному, знаменитому "Я Пастернака не читал, но осуждаю", к лишению под бурные аплодисменты и многочисленные доносы коллег по цеху советского гражданства — Ростроповича, Вишневской, Галича, Солженицына, многих, многих других, делавших честь стране.

Кто совершал все эти злодеяния? Власть? Безмолвствующий народ? Народ, который как спасительную мантру повторяет любимую сказку о том, что все злодеяния совершали инородцы и иноверцы? Где их столько взять? Нет, всё это, как и предыдущее, совершали граждане именно этой страны и имя им легион.

Попытки списать все грехи на пару десятков изуверов обречены на провал. Даже если бы те работали круглосуточно и как молния носились бы по всей стране, то и десятой доли уничтожить, поставить на колени бы не сумели — всё это сделано своими руками. Руками тех, чьи потомки сегодня, одетые в приличные костюмы и платья, продолжают делать то же дело — уничтожать в человеке всё человеческое. Именно они ежевечерне заполняют студии многочисленных ток-шоу, говорят и хлопают по команде и стараются всячески польстить, подфартить обезумевшей от иллюзии собственной значимости власти. Пока только словом, но если дать им возможность, то и за делом задержки не станет.

Человеческая память устроена так, что при желании может сохранять память только о том, что ей приятно и выгодно. Именно эту способность массово демонстрируют сограждане. На одном из выступлений пожилая, отравленная пропагандистской ложью женщина, явно перевалившая уже за седьмой десяток, с пылом, достойным более приятного применения, гневно вопрошала — как может грузин управлять Одессой?

Она забыла, что родилась в стране, которой тоже управлял грузин? Именно её сверстники ревели навзрыд в марте 1953-го и устраивали давку в желании хотя бы ещё раз узреть любимого тирана.

Именно они тогда, а многие и теперь величали его "эффективным менеджером". Формулировка, разумеется, принадлежит перу молодого человека, но ведь учили его те самые учителя, которые надёжно объяснили ему, "что такое хорошо и что такое плохо". Увы, на российских и постсоветских просторах часто важней не профессиональные качества человека, а его национальность или происхождение. Если из крестьян, рабочих, чекистов — то хорошо, если из интеллигенции — то уже подозрительно.

Другой персонаж, от "плохой жизни" сегодня добравшийся из советской глубинки до Филадельфии или Калифорнии, хотя встречаются такие и во Франкфурте и Брюсселе, уверен, что там на брошенной далёкой Родине, всё делают правильно. Его в этом ежедневно уверяют пропагандисты.

От их речей он млеет и растёт в сознании собственного величия, восторгается "Крым наш!". Вот только возвращаться туда, в отличие от канадских мальчиков — украинцев по крови и разуму, уезжающих воевать за свою свободную Родину, он не хочет. Категорически не согласен покинуть свой тёплый западный угол. Сидя на западном социале, он гордится российским паспортом и всячески восхваляет российскую власть. Она платит ему пенсию, смешную по местным масштабам в переводе на валюту, но ведь "на халяву" (разумеется, в данном месте шучу, все своё оттрубили и заработали свои гроши). Позволяет сдавать квартиру в престижном доме на исторической родине, т.е. пользоваться по-прежнему номенклатурными привилегиями, и за это ссылается на него, эмигранта "пятой колонны", на его мнение в своих "правдивых" цифрах соцопросов желающих смотреть "Russia Today". За тысячи километров от Кремля такие с удовольствием предаются воспоминаниям о чудесной стране СССР и проклинают "фашиствующие" Запад и прежде всего США. Именно они вместе с такими же, но кому не повезло и кто влачит жалкое существование в родных пенатах, являются фундаментом успехов Симонян, Крашенинниковой, Захаровой, Яровой, Мизулиной ("леди фёст"), Киселёва, Соловьёва, Пушкова, Никонова, Толстого и Петрова. Они их воспитали и теперь внемлют словам "воспитанников".

Ради правды необходимо назвать того, кто помогал обучению и становлению этой армии "путинских пропагандистов" — Запад! Он своим финансированием приложил руку к их становлению. Да, именно Запад, который уверен в превосходстве демократических принципов, особенно после усвоения уроков Второй мировой войны. Разница в том, что пусть постепенно, под давлением, но немецкий или японский народ осознали ту бездну преступления в которую они погружались, а советский уверен, он — победитель. Поэтому столь различны плоды, которые восходят на наших полях. Запад затратил немалые средства на обучение поливающих его сегодня налево и направо. Возможно, надо лучше, внимательней было смотреть, на кого падает золотой дождь помощи, дабы не воспитывать в своём гнезде кукушонка.

Хватит о тех, кто там, ведь и тут всё в порядке. Сидит перед тобой человек в костюме явно не фабрики "Большевичка", на руке красуется очередной "Брегет", под окном квартиры мирно пасется какой-никакой "Бентли" или "Рендж-Ровер", на столе односолодовые виски, дорогое французское, холёную кожу украшает средиземноморский загар, и рассуждает о величии страны, в которой он немного чем-нибудь правит. Рассуждает о том, как несправедливо мировое сообщество, позволяющее себе судить о деле ЮКОСа, или ещё хуже — защищающее нерушимость границ Украины, или Грузии, или Молдовы.

При этом память его не напоминает ему о репрессированных родственниках. Он уверен, то были другие времена и люди, проклятые, а вот эти, их ученики, — они хорошие, они настоящие.

Если завтра он вдруг попадёт под раздачу, настанет его черед на своей шкуре осознать истинную справедливость, то для порядка он покричит, покозыряет корочками (удостоверениями) и телефонами влиятельных друзей, но постепенно успокоится, поняв, что друзья уже сбросили его с поезда, и в лучшем случае готовы разделить скорбный момент с его женой. С чувством непротивления великому институту высшей национальной, государственной справедливости и целесообразности покорно пойдёт он на заклание. Оставаться будет только одна надежда, а вдруг повезёт. Предложат уехать, оставив основное накопленное и заработанное, и в тот же момент он, ярый противник Запада, сейчас же согласится, и поедет, и пополнит ряды, и чуть позже тоже будет звонить из Флориды и спрашивать: "Вам не кажется, что западный мир катится к фашизму?".

Трудно понять, ещё трудней перевоспитать этого "хомо советикуса". Однако давно пора понять, другого пути для мира, чтобы преодолеть этот рудимент развития человечества, нет. Нужно, чтобы они, граждане бывшего СССР или Российской Федерации, наконец, научились не жить по триединству и разделять Страну — Государство — Вождя и всему давать свою оценку. Страну с её историей, культурой и наукой, ставшей неотъемлемой частью мировой культуры и науки, природой, животным и растительным миром, наконец кухней — любить. Как любят другие. И уважать за то, что заслуживает уважения. Государство судить не по сиюминутным законам и достижениям, а по высшей мере человеческих ценностей, так, как это делали в Нюрнберге, и если государство преступно, не бояться признать это и осудить и его, и свою роль в нём. И наконец,

Вождя — не боготворить при жизни, чтобы потом не расстреливать в подвале. Помнить, что глава государства — один из граждан государства, а главным в государстве является, согласно статье Конституции, — народ!

Да, именно народ, а не "хомо советикус". До Народа можно вырасти, если захотеть. Другие народы преподали Миру уроки преодоления и роста. Их нужно изучать и преломлять на своём опыте, на опыте своей страны.

Григорий Амнуэль

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter