В Москве находится с визитом министр обороны Ирака Халед аль-Обейди, который, по сообщениям российских информагентств, проводит переговоры со своими российскими коллегами по расширению двустороннего военно-технического сотрудничества (ВТС).

Приезд иракского министра не является рутинным: ВТС и поставки вооружений сейчас являются для Ирака наиболее актуальной проблемой. Обострившаяся ситуация в связи с противостоянием против так называемого Исламского государства (ИГ), захватившего до трети территории Ирака, и участившимися бомбардировками турецких ВВС приграничных иракских районов, населённых курдами, не дает Багдаду расслабиться.

Ирак, как известно, на протяжении длительного времени был постоянным клиентом ВПК Советского Союза. Бывший диктатор Саддам Хусейн традиционно "отоваривался" в советских "военторгах" и, по имеющейся информации, иракские гонцы за вооружением часто расплачивались с советскими "друзьями" наличными, приезжая в Москву с баулами СКВ (свободно конвертируемая валюта — так в СССР называли доллары, немецкие марки, швейцарские франки и т.п). Это было золотое время советско-иракских отношений как в прямом, так и в переносном смысле.

После распада СССР, и особенно в связи с вторжением в Ирак США и стран-союзников в 2003 году с целью свержения С. Хусейна, российско-иракское ВТС находилось в вялом состоянии. После вывода коалиционных вооруженных сил из Ирака в 2011 году Москва предприняла усилия по наверстыванию упущенной выгоды на иракском рынке вооружений и достаточно быстро вышла на рекордные объёмы поставок.

Этому в немалой степени способствовало и то обстоятельство, что в связи с завершением американской военной операции министерство обороны Ирака приступило к реализации масштабной программы обновления вооруженных сил. Во второй половине 2012 года Ирак заключил с Россией несколько контрактов на поставку вооружений и военной техники, сообщало ИТАР-ТАСС, со ссылкой на пресс-службу российского правительства.

Уже к октябрю 2012 года Министерство обороны Ирака приобрело у России вооружений и военной техники на общую сумму в 4,2 миллиарда долларов. В контракт вошла поставка 36 ударных вертолетов Ми-28НЭ и 42 зенитных ракетно-пушечных комплексов "Панцирь-С1". Позднее Багдад незначительно уменьшил заказ на Ми-28НЭ в пользу приобретения транспортно-боевых вертолетов Ми-35.

А по итогам 2014 года Багдад вышел в число лидеров по закупкам российских вооружений, которых было поставлено в различные страны на сумму в 15,5 млрд долларов. Ирак, на который пришлось 11%, продаж, потеснил Китай (у него 9%) и вышел на второе место после Индии, по-прежнему являющейся чемпионом по закупкам российского оружия (28%).

Прокремлевские и околокремлевские "военные эксперты" такие темпы развития российско-иракского ВТС и существенный рост военных поставок в Ирак связывают, главным образом, с экспансией ИГ и эскалацией обстановки в районе его распространения, умалчивая о том, что это приносит многомиллиардные доходы путинскому режиму.

О том, какова эффективность использования иракцами российского вооружения против ИГ, свидетельствует тот факт, что треть территории Ирака уже захвачена боевиками этой группировки, воюющих, кстати, советско-российским оружием. При этом основная тяжесть борьбы с головорезами и мракобесами из ИГ, как показали события, пала на курдские вооружённые формирования Ирака, а также Сирии.

Тем не менее Кремль продолжает интенсивные поставки Багдаду, даже не учитывая такого немаловажного обстоятельства, как напряженные отношения между иракским правительством и руководством Курдского автономного района Ирака, добивающегося создания независимого государства.

По сообщению газеты "Красная звезда", в связи со сложной ситуацией в Ираке, противостоящем формированиям "Исламского государства", Россия в экстренном порядке поставила Ираку штурмовики Су-25, вертолеты Ми-28НЭ и Ми-35, тяжелые огнеметные системы "ТОС-1А, зенитные ракетно-пушечные комплексы "Панцирь-С1", переносные зенитные ракетные комплексы "Джигит", артиллерийские системы и боеприпасы к ним, бронированные машины разминирования БРМ-3М "Вепрь".

Можно предположить, что, помимо финансового аспекта, укрепляя в военном отношении шиитский режим в Багдаде, имеющий тесные контакты с Тегераном, Москва рассчитывает на создание в лице Багдада сильного союзника иранским аятоллам. И, соответственно, формирование дружественных себе шиитского альянса в этом регионе для противостояния с Западом и суннитских монархий Персидского залива, не оставляющих попыток свернуть Б. Асада.

Между тем конъюнктурно-меркантильные и краткосрочные политические цели Кремля в Ираке могут привести к серьезным проблемам стратегического характера. Так, видимо, поняв бесперспективность курса в отношении Сирии и став мишенью угроз со стороны ИГ, Анкара в срочном порядке обратилась за помощью к НАТО. Турецкие ВВС уже начали бомбардировки приграничных районов Сирии, а также Ирака, что может спровоцировать ответные действия даже при том, что объявленные цели бомбардировок — лагеря ИГ.

Возможное вовлечение НАТО в военные действия в этом регионе чревато значительными последствиями и может серьезно повредить, в частности, начавшемуся процессу выхода Ирана из международной изоляции, и вообще окончательно разрушить и без того слабую координацию стран региона в действиях против ИГ, так как эти страны, как известно, неоднозначно смотрят на присутствие натовских сил. Все еще помнят историю с Ливией и Каддафи.

Нет сомнения в том, что иракский министр обороны и на этот раз договорится о новых поставках российских вооружений для борьбы с ИГ, ставшей своеобразной "красной тряпкой", на которую списывают милитаризацию региона.

Но нужна ли "пороховая бочка" в богатом на нефть и газ Ираке, даже приносящая немалую сиюминутную прибыль Москве? Не лучше ли использовать иракский энергетический потенциал более разумно и главное, в долгосрочном плане?

Вот в чем вопрос.

Кямран Агаев

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter