Олег Кашин – хороший журналист, довольно образованный, прекрасно владеющий русским языком, нестандартно мыслящий. Вот, для примера, цитата из его текста, на который я ссылаюсь:
"Вот представьте — Сенцов в клетке говорит, что ему стыдно за судей, за ФСИН, за Васильеву, за Путина. Абсурд, правда? А почему абсурд? Потому что Сенцов — не тот человек, который несет какую-то моральную ответственность за Российскую Федерацию и установившийся в ней фашизм. Его насильно сделали гражданином России..."

Очень точно сказано. В них совершенно точно стыд связан с моральной ответственностью. Ведь стыд – это осознание проблем с моральной ответственностью. В первую очередь – за себя. За невыполненный долг, за плохо сделанную работу, за аморальный поступок. Русский язык позволяет чувствовать и стыд за другого. И Кашин оправданно указывает на то, что возможен стыд за другого, когда ты несешь за него моральную ответственность и осознаешь это. И тогда это снова стыд свой собственный, за себя, поскольку ты осознаешь, что не справился с моральной ответственностью за другого. Это твоя (моя) вина. Это ясно на примере, в котором учительница вызывает отца в школу и говорит, что ему должно быть стыдно за его сына. Тут понятно: отец, согласно его социальной роли, несет моральную ответственность за воспитание его сына.

И дальше очень важные слова, связывающие моральную ответственность с гражданством (гражданственностью), если вам стыдно за представителей власти (государства). Вам стыдно за них в той мере, в какой вы осознаете свою моральную ответственность за них, за их слова и поступки, за государство, наконец.

Почему я считаю это важным? Конец XX и начало XXI века характерны переосмыслением сути человека и его социальности. Суть этого переосмысления, основанного на новом огромном материале, накопленном социальными науками, в том, что человек – принципиально социальное существо, отличающееся изначальным (генетическим) стремлением (и способностью) к кооперации, способностью к эмпатии. Язык – одно из выражений этой принципиальной особенности. Сохранение своей социальности – от примитивных племен до современного государства – во многом основано на взаимной моральной ответственности совместно живущих людей. Без нее социальность рассыпается – и в футбольной команде, и в государстве. А без социальности человек не выживает, или пытается выживать, зверея.

Теперь о государстве. Согласно современным представлениям, государство – это корпорация, утверждаемая гражданам для производства тех общественных благ, которые граждане не хотели бы производить сами. Учредительным протоколом является, к примеру, Конституция. Это очень важное представление. Оно означает, что граждане первичны по отношению к государству. Оно означает также, что граждане всегда морально ответственны за то, что они учредили, и за тех, кому перепоручили эти функции государства. Когда эта моральная ответственность исчезает, государство отрывается от своих учредителей и, по выражению Кашина, садится на голову гражданам.

Но журналист не учитывает, что одновременно оно перестает быть государством, не сразу переставая быть властью. Государственная власть перестает быть государством, когда оно нарушает учредительный договор (Конституцию), когда начинает плевать на производство общественных благ, когда начинает использовать переданную ему временно власть в своих корыстных целях. Все это произошло с нашей властью. Поэтому когда мы говорим о Путине, о ФСБ, о судах и т.п., мы будем впадать в ошибку, относя их к государству. Это не больше чем приватизированные институции, используемые властью в своих целях, не имеющих отношения к государственным функция. Еще раз: это не государственная власть, это власть банды, это власть террористов, кодлы или чего угодно. Но государство тут не причем.

Возмущающие Кашина мои сограждане, выражающие чувство стыда за Путина, ФСБ, СК, суды, манифестируют стыд за себя, за свою вдруг осознанную моральную ответственность за государство, которое когда-то составляли, помимо прочего, пост президента, СК, суды и т.п. Это выражение стыда за то, что эта власть стала такой, поскольку мы позволили ей стать такой, не осознавая своей моральной гражданской ответственности и не реализуя ее. Это выражение просыпающейся гражданственности немыслимо вне государства и гражданской принадлежности к нему. Гражданственность – это моральная ответственность за государство и действия, сопряженные с осуществление этой ответственности. Вот что становится все понятнее по мере того, как власть мерзеет на наших глазах. Кашин призывает отказаться от этого чувства и вытекающих из них действий. Призывает ярко и недвусмысленно, опасаясь оказаться в одиночестве.

Возвращаясь к Сенцову: его стойкость и мужество – выражение гражданственности, связанной с его гражданством Украины, которым он гордится. Таким же был Борис Немцов.

 

Георгий Сатаров

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены