В российском правительстве усиленно искали способ, как принудить россиян установить индивидуальные приборы учета горячей и холодной воды, или как всем привычнее — счетчики. Те, кто решили обойтись без счетчика, оплачивали воду по нормативам. Но с 2015 года нормативы для них стали расти, и с 1 января 2018 года россиянам, так и не установившим счетчики, придется платить за воду на 60% больше.

И если на рынке появляется спрос, то обязательно появляются и мошенники. Их фантазия не знает предела, а ставшие фактически обязательными счетчики открывают новые просторы для творчества. За последнее время все больше москвичей жалуются, что столкнулись с недобросовестными организациями в сфере ЖКХ. Злоумышленники обзванивают граждан и разными методами уговаривают их купить новый счетчик, который можно будет не проверять на протяжении целых 12 лет.

Кому-то подобная реклама "с доставкой на дом" может показаться удобной и полезной, и, возможно, найдутся даже те, кто решит воспользоваться услугой. На столь навязчивое впихивание услуги можно закрыть глаза, даже проигнорировав тот факт, что у незнакомцев откуда-то есть ваш номер телефона. В конце концов, давно пора смириться: ваш номер есть в десятках различных баз.

Но некоторые организации предпочитают донимать наивных граждан не только известными словами из трех букв — ЖЭК, ДЭЗ, ТСЖ, МФЦ, откуда они якобы звонят, но и угрозами.

"Если вы не поменяете счетчик, вам придется платить за воду в 3,5 раза больше! Вам отключат воду!" — утверждает самоуверенный голос на другом конце провода.

Особо недоверчивым собеседникам, посмевшим поинтересоваться, на каком основании их ждут подобные траты, приводится некое "взятое с потолка" постановление правительства, не имеющее никакого отношения к сфере ЖКХ. Особо продвинутые продавцы могут привести в доказательство реально существующий документ, однако они переиначат его смысл. В ЖЭКе и подобных организациях свою причастность к настойчивым звонкам отрицают.

В одной из фирм, занимающихся установкой водосчетчиков, рассказали, что подобные звонки в последнее время не редкость. Чаще всего жертвой мошенников становятся пенсионеры. Однако в компаниях не знают, как бороться с непорядочными конкурентами.

"Вначале предлагал установить счетчик на 12 лет, потом стал орать и, ссылаясь на законы, пугать переводом на общедомовой счетчик. Получив отказ, он впал в истерику. Я посоветовал подлечить нервы и положил трубку. Звонил в ДЭЗ, где мне сказали, что это мошенники, негодяи и воры. Стариков жалко — их наверняка разводят, как кроликов", — рассказал один из москвичей, столкнувшийся с подобной ситуацией.

Махинации со счетчиками — не совсем новая песня. Граждан и раньше запугивали требованиями сменить счетчик или же провести обязательную проверку (или как правильнее — поверку) агрегата, зачастую за год до положенного срока, согласно информации, указанной в техпаспорте к водосчетчику.

Аж в 2004 году вышло Постановление правительства Москвы №77 "О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы г. Москвы". Этот документ гласит, "межповерочный интервал, установленный Госстандартом РФ при утверждении типа приборов учета составляет для приборов учета холодной воды не менее 5 лет, для приборов учета горячей воды не менее 4 лет". То есть, если лет через 5 после установки счетчика пользователю показалось, что его показания ошибочны, он может организовать поверку своего водоизмерительного прибора. В результате "не менее 4-5 лет" трансформировались в техпаспорте к приборам в обязательные 4 года для "холодных" счетчиков и 6 лет для "горячих".

И если граждане не проводят поверку в данные сроки, управляющие компании жалуются в расчетный центр, прибор учета воды признается непригодным, а оплата за воду начисляется по нормативу, что в итоге выливается в большие суммы.

Однако в 2013 году вышло Постановление Правительства Москвы № 831-ПП, отменяющее, в том числе, данное правило. Это обрадовало многих москвичей, решивших, что теперь можно забыть об этой обременительной обязанности. Но оказалось, что данное постановление не отрицает поверку полностью. В дело вступает постановлению правительства РФ № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Именно оно и обязывает проводить поверки, установленные технической документацией, о чем гласит его 34 пункт. При этом 81 пункт этого же постановления утверждает, что в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета, счетчик считается вышедшим из строя.

Но все равно не стоит верить страшилкам, что в случае, если вы забудете провести поверку, вам придется сразу же платить "в два раза больше". В первые три месяца по истечении срока поверки данный закон обязует оплачивать воду по средним показаниям за предыдущие 6 месяцев.

Таким образом, предложение по установке счетчика, который не надо будет проверять на протяжении 12 лет, наверное, лишь означает, что в их техпаспорте отсутствует указание о межпроверочных интервалах. Но уверения, что всего одна компания на весь район, город, страну может установить такой прибор, являются обманом. Выбор компании остается за потребителем, но не стоит гнаться лишь за привлекательной ценой. Важно уточнить, имеется ли у данного поставщика услуги аттестат об аккредитации в области обеспечения единства измерений.

К тому же организации, привлекающие клиентов подобным методом, особого доверия не вызывают.

Лиза Маркони

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter