По страницам Фейсбука гуляет опрос "Почему Россия так долго ждет свою нобелевскую премию по литературе?" Проблема по сути интересная, хотя и сформулирована некорректно.  При том что одной литературой дело не исчерпывается, и в других "нобелевских" областях успехи России за последнее время были ненамного убедительней, в отличие от физики пост-имперская Россия нобелевской премии удостоилась лишь ОДИН РАЗ – в лице коммунистического агитатора, гонителя "диссидентских писателей" и сомнительнейшего литератора полковника Шолохова. Остальных лауреатов Россия или безжалостно вычеркнула из своей жизни, лишив их гражданства (Бунин, Солженицын, Бродский), или вынудив их отказаться от премии (Пастернак). Так что грамотней вопрос звучал бы в таком виде: "Почему русскоязычная культура так долго ждет свою премию по литературе?" Ответ на него совершенно очевиден.

Основная причина – в завершении общего упадка культурной традиции, начавшегося сто лет назад в результате большевистской революции. В результате войн, террора, преследований и вынужденной эмиграции был физически уничтожен класс интеллигенции и дворянства, т.е., питательная среда, на протяжении многих поколений являвшаяся источником новых идей и имен в области искусства. Адекватной замены им в русскоязычной ойкумене так и не нашлось, и в социально-духовном облике нации осталась зиять гигантская, уродливая брешь, которую несмотря на значительные усилия так и не удалось залатать.

Русскоязычные лауреаты нобелевских премий или были современниками русской культурной традиции (Бунин, Пастернак), или успели подпитаться ее энергией, (Солженицын, Бродский, и даже Шолохов), которая по инерции, несмотря на разрушительные действия политического режима и атмосферы массового воинствующего невежества, продолжала пульсировать в российском культурном пространстве на протяжении большей части 20 века. Но дальнейшей культурной преемственности не произошло, передача эстафеты из 1940-х-80х в постсоветскую эпоху не состоялась. Пульсация прекратилась. Почему? Да потому что основа традиции, ее мотор были уничтожены в 1918 г., а вечно двигаться по инерции культура не может.

P.S. То что уже после публикации этого поста Светлана Алексиевич получила нобелевскую премию, подчеркивает актуальность основной идеи поста: русская литература продолжает существовать только за пределами географической России.

Леонид Сторч

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены