Действия России в Сирии по бомбардировке позиций антиасадовской оппозиции и инцидент с российским самолетом, который случайно нарушил воздушное пространство Турции, вызвали довольно резкую реакцию Анкары.

Наряду с заявлениями МИД Турции и вызовом посла РФ в Анкаре А. Карлова на ковер, инцидент и действия России в Сирии прокомментировал и президент Р. Эрдоган. "Наши позитивные отношения с Россией известны. Однако если Россия лишится такого друга как Турция, с которым она сотрудничает по многим вопросам, то она многое потеряет. И она должна это знать", – заявил он.

Это фактически первое такого рода заявление турецкого президента по Сирии, где, как известно, позиции России и Турции принципиально расходятся. Все эти четыре года сирийского конфликта Москва и Анкара старались не делать публичных критических заявлений относительно их различных подходов по Сирии.

Причиной тому – взаимовыгодное торгово-экономическое, прежде всего энергетическое сотрудничество, которое лидеры двух стран старались не приносить в жертву политическим противоречиям. Путин и Эрдоган, делая свое черное дело в Сирии – первый старался свергнуть Асада, второй же поддерживал его – продолжали подписывать соглашения по развитию сотрудничества. Важнейшее из них – это соглашение по проекту газопровода " Турецкий поток".

Статус-кво сохранялся вплоть до прямого вооруженного вмешательства России в сирийское противостояние, что, безусловно, переводит заочную российско-турецкую схватку за Асада в риск прямого столкновения авиаций двух стран, выполняющих различные функции в Сирии. Так, власти Турции дважды за последние три дня обвинили Москву в нарушении воздушных границ. По данным МИД Турции, российские самолеты допустили нарушение воздушного пространства Турции 3 и 4 октября. В связи с этим 5 октября российскому послу была вручена нота протеста. 7 октября стало известно, что Турция вновь выразила протест на нарушение воздушного пространства.

Следует отметить, что такого развития ситуации в российско-турецких отношениях следовало ожидать. В частности, мы неоднократно отмечали ненормальность в дисбалансе политического и экономического аспекта двусторонних отношений, когда две стороны конъюнктурно закрывали глаза на прямо противоположные позиции по Сирии. Рано или поздно сирийский гнойник, омрачающий отношения Москвы и Анкары должен был прорваться. И вот наступил момент истины в этих отношениях, который должен продемонстрировать истину цену "стратегического партнерства" России и Турции, о котором постоянно в течение последних лет говорили два "друга" – Путин и Эрдоган.

Между тем, не следует сильно преувеличивать влияние факта нарушения турецкого воздушного пространства и последовавших заявлений МИД Турции и Эрдогана на двусторонние отношения. На наш взгляд, демарши Анкары рассчитаны, прежде всего, на внутреннее потребление. Это позволит накануне досрочных (1 ноября) парламентских выборов несколько улучшить рейтинг Эрдогана среди турецкого общества, подпорченного из-за затянувшегося сирийского кризиса и связанного с ним обострением курдской проблемы. Своими заявлениями Эрдоган пытается представить себя сильным лидером, могущим дать отпор любому нарушению территориальной целостности страны, будь даже это со стороны дружественной России.

С другой стороны, как бы это не звучало странно, действия России в Сирии на руку Эрдогану и с точки зрения внешних факторов. "Друг" Владимир своей "решительностью" по поддержке Асада способствует улучшению отношений Анкары с Эр-Риядом, подпорченных их противоположными подходами к смещению исламиста Мурси в Египте, которого поддерживал Эрдоган. Расхождения по Египту омрачают турецко-саудовские отношения, мешают обеим странам успешно координировать действия против общего врага – Асада.

Кроме того, российское вторжение в Сирию еще больше сближает Анкару и Вашингтон, которые, несмотря на общность позиций по свержению Асада, расходятся в тактическом отношении. Эрдоган не упустил случая и заявил журналистам по дороге из Брюсселя домой о том, что США будут рядом с Турцией, если Россия зайдет слишком далеко в своих действиях в Сирии.

Заигрывания Эрдогана с США, на наш взгляд, связаны с курдским фактором, как в самом сирийском конфликте, так и за его пределами, прежде всего в соседнем Ираке. Как известно, сирийские курды и их политическая организация – Демократическая партия сражаются на стороне Асада, который предусмотрительно объявил для них автономию, по подобию Иракского Курдистана. Появившаяся информация о том, что Россия готова перенести авиаудары также и на соседнюю территорию Ирака вызывает естественное беспокойство Анкары, у которой сложились хорошие отношения с руководством иракских курдов. Эрдоган своими проамериканскими заявлениями хочет предостеречь Москву воздержаться от этих шагов, которые усилят нестабильность в Иракском Курдистане и могут иметь эффект домино для турецких курдов.

Характерно то, что в Москве достаточно спокойно воспринимают жесткую риторику Анкары по последним сирийским событиям. Как и следовало ожидать, озвучить ответ туркам было поручено Пескову, который отметил, что Путин в курсе высказываний турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана. Однако в Кремле рассчитывают на сохранение взаимовыгодного сотрудничества двух стран. "Мы искренне надеемся, что эти отношения и дальше будут развиваться по восходящей", – заявил журналистам пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков. По его словам, операцию в Сирии Москва рассматривает как помощь в обеспечении безопасности, в том числе, и на турецкой границе.

Не произвело особого впечатления на Кремль и заявления Эрдогана о том, что Анкара готова пересмотреть и сотрудничество с Москвой в сфере энергетики, которая фактически лежит в основе двусторонних отношений. Речь идет о существующих и перспективных газовых контрактах и о проекте строительства "Росатомом" АЭС в турецком Мерсине. "Мы являемся покупателем номер один природного газа из России. Потеря Турции будет серьезной потерей для России. При необходимости Турция может покупать природный газ в самых разных местах", – заявил Эрдоган. Что касается АЭС, то Эрдоган отметил, что Турция также может пересмотреть вопрос о строительстве АЭС "Аккую" по российскому проекту. "Если русские не построят АЭС “Аккую”, кто-то другой придет и построит ее", — добавил Эрдоган.

Спокойная реакция Москвы на энергетические угрозы Эрдогана объясняется реальным состоянием дел в сфере энергетики Турции и пока что неспособностью покрыть свои потребности в газе за счет других источников за пределами России. В ближайшей перспективе Россия останется главным поставщиком газа в Турцию, так как у Ирана пока нет возможностей резко увеличить свой нынешний экспорт, а азербайджанское сырье по газопроводу TANAP поступит не ранее конца 2018 года и притом в очень малом для потребностей Турции объеме.

Бравирование Эрдоганом по поводу АЭС также не имеет под собой оснований, так как ее строительство полностью осуществляется за счёт финансирования российской стороны. И поэтому вряд ли какая-нибудь страна согласится достраивать станцию на таких, кабальных как у России, условиях.

Таким образом, искусный манипулятор и политический провокатор Эрдоган снова выступил в своем амплуа. И такую возможность ему предоставил московских "друг" Путин своими бездумными действиями в Сирии. Как далеко зайдут угрозы турецкого исламиста покажет время. Тем не менее, прошлый опыт общения этих двух деятелей показывает, что они остаются прирожденными конъюнктурщиками и их действия направлены не на обеспечение интересов двух стран, а прежде всего для укрепления личной власти.

В пользу этого говорит тот факт, что осенью 2012 года инцидент в аэропорту Анкары с сирийским самолетом, перевозившем негражданский груз из Москвы в Дамаск, не повлиял на отношения двух стран и был вскоре забыт. Истребители F-16 были подняты в воздух, поскольку у турецкой стороны возникли сомнения касательно груза на рейсе Внуково – Дамаск. Airbus А320 (бортовой номер SRY442) с 35 пассажирами на борту вынужден был приземлиться в аэропорту турецкой столицы. Вынужденная задержка продлилась пять часов. Анкара, пообещавшая пресекать попытки доставки режиму Башара Асада военных грузов, арестовала перевозившийся из Москвы груз – среди багажа были обнаружены контейнеры с запчастями к военным радиостанциям и, по некоторым данным, детали ракетных систем.

Представляется, что нынешний инцидент с российским истребителем и действия России в Сирии вряд ли серьезно негативно повлияют на дальнейшее развитие российско-турецких отношений. Два "друга" вновь договорятся и не исключено, что проведут в конце этого года ежегодное заседание Совета сотрудничества России и Турции на высшем уровне, как это было и в "напряжённом" 2012 году, где будут вновь звучать дежурные объяснения позиций по Сирии, которая оказалась жертвой беззастенчивой геополитической игры, в том числе с участием Путина и Эрдогана.

Кямран Агаев

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter