Продажные арабские лидеры продолжают навещать Путина. Очередь наступила и для дряхлеющего эмира Кувейта Сабаха ас-Сабаха, который 10 ноября в Сочи провел встречу и переговоры с продолжателем "славного советского прошлого" на Ближнем Востоке.

Патриотическая пресса ликует — визит в Россию эмира Кувейта, считают они, — громкое событие. Ну как же иначе, ведь этой осенью он стал уже десятым ближневосточным лидером, приехавшим к Путину. Между тем все приезжавшие к Путину президенты, принцы, шейхи и эмиры с арабского Востока представляют весьма разные страны и режимы. Но их объединяет одно общее — поиграть на самолюбии кремлёвского павлина, узнать из первых рук, что он собирается дальше делать в регионе, в частности в Сирии, и, конечно же, прикупить традиционного русского военного товару.

Что касается Сабаха, то его визит в Россию выглядит сейчас, в самый разгар сирийского и египетского кризисов, не только странным, но и вызывающим, прежде всего для Вашингтона, у которого серьёзные расхождения с Москвой по всему комплексу региональных проблем. Вызывающим и неблагодарным, если вспомнить, что именно США спасли Кувейт от аншлюса Саддама Хусейна в августе 1990 года, попытавшегося уничтожить суверенитет этой маленькой страны.

Но, видимо, Сабаху, который, кстати, будучи министром иностранных дел Кувейта в то тяжёлое время, клялся в вечной благодарности США за это спасение, сейчас не хочется вспоминать об этом. У него на уме сейчас ублажать "крутого" Путина, пытающегося разбалансировать регион и, под предлогом борьбы с ИГ, создать военный форпост в Сирии. Укрепляющийся тактический союз Москвы с Тегераном по Сирии особо беспокоит Эль-Кувейт, имеющий традиционно напряженные отношения с шиитским режимом аятолл.

Ясно, что Путин в своем ближневосточном авантюризме исходит из хорошо известных противоречий, исторически сложившихся между странами региона. Не исключением в этом являются и кувейтско-иранские отношения, обострившиеся в последнее время. Так, в начале сентября этого года власти Кувейта предъявили обвинения группе из 26 человек в шпионаже в пользу Ирана, контрабанде оружия и связях с "Хезболлой". По сообщениям правоохранительных органов Кувейта, эти люди планировали теракты на территории страны.

При задержании подозреваемых сотрудниками правоохранительных органов были обнаружены внушительные запасы оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. На допросах преступники признались, что являются членами проиранской террористической группировки "Хезболла" и получали инструктаж по обращению с различными видами оружия.

Отметим, что для Кувейта это уже не первый шпионский скандал, связанный с Ираном. В мае 2013 года кувейтский верховный суд вынес пожизненные приговоры двум иранцам, одному гражданину Кувейта и террористу, не имеющему гражданства, за шпионаж в пользу Тегерана и планы взорвать систему ключевых нефтепроводов эмирата.

Так что напуганный ростом иранского влияния в регионе с помощью Путина кувейтский эмир, который, кстати, давно уже не очень хорошо себя чувствует и почти никуда не ездит, вынужден был, умерив свою эмирскую гордость, приехать на поклон к "борцу с ИГ" и погладить его по шерсти. Не зря же кувейтские представители считают, что Россия становится самым важным игроком на Ближнем Востоке, и Кувейт будет покупать российское оружие, в частности зенитные комплексы. Логика кувейтцев неказистая: С-300 Иран покупает, а если у соседа есть, то и нам надо иметь.

И неудивительно, что из шести документов, подписанных по итогам российско-кувейтских переговоров, самым главным был, конечно, меморандум о намерениях между "Рособоронэкспортом" и министерством обороны Кувейта. По мнению ряда военных экспертов, Кувейт заинтересован в крупных закупках современных вооружений, и в перспективе может подписать с Россией контракты на поставку зенитно-ракетных систем С-300, истребителей поколения 4++ Су-35, различных вертолетов и другой техники.

Между прочим, Кувейт не является новичком в покупках российских вооружений и спецтехники. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), в 90-е годы прошлого столетия Россия поставляла в Кувейт довольно крупные партии вооружений. В те годы арабская монархия приобрела у России около 460 противотанковых ракетных комплексов 9К111 "Фагот", 27 реактивных систем залпового огня "Смерч", около 1,25 тысячи противотанковых управляемых ракет "Бастион", полсотни боевых машин пехоты БМП-2 и 142 БМП-3.

Визит эмира Кувейта в Россию и акцент переговоров на военно-техническую тематику со всей определенностью продемонстрировали, что за нынешней политикой Путина на Ближнем Востоке стоит банальный расчет по увеличению продажи вооружений странам региона. Непосредственное вторжение Путина в Сирию еще больше усилило религиозно-политическое размежевание в регионе, повысило террористическую угрозу, необходимость и актуальность для многих стран в укреплении своей безопасности и обороноспособности.

В очередь к Путину за товаром смерти, таким образом, выстраиваются арабские президенты и монархи, которые своими визитами в Россию лишь прибавляют ему спеси на "великие потрясения", а с другой стороны, лишь усугубляют сползание региона в дальнейший хаос. Развязка ближневосточного кризиса лежит не на путях создания конъюнктурных альянсов и военных баз, накачивания его вооружением назло Америке. А на способности мирового сообщества положить конец сомнительным сделкам между кремлёвским "эмиром" и двуличными эмирами с берегов Персидского залива, направленным на укрепление их личной власти.

Кямран Агаев

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter