1. Россия не денонсировала ряд международных соглашений, которые определяют Крым как часть Украины:

- Устав СНГ;

- Договор между РФ и Украиной о российско-украинской государственной границе;

- Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между РФ и Украиной;

- Договор между РФ и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива;

- Соглашение между Правительством РФ Правительством Украины о пунктах пропуска через государственную границу между РФ и Украиной;

- Соглашение между Правительством РФ и Кабинетом Министров Украины о порядке пересечения российско-украинской государственной границы жителями приграничных регионов РФ и Украины;

- Соглашение между Правительством РФ и Кабинетом Министров Украины о межрегиональном приграничном сотрудничестве между РФ и Украиной.

2. Россия не отменила ст. 15 Конституции РФ, согласно которой:

- Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Россия не отменила ст. 16 Конституции РФ, которая гласит:

- Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Внесение изменений в Конституцию РФ, согласно которым Крым и Севастополь признаются частью Российской Федерации являются юридически ничтожными как в соответствии с Российским, так и в соответствии с международным правом.

4. Россия не отозвала свою подпись под резолюцией 3314 Генассамблеи ООН, которая классифицирует действия Кремля в Крыму и на Донбассе как акт агрессии.

"Любое из следующих действий, независимо от объявления войны, будет квалифицироваться в качестве акта агрессии:

- вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;

- бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;

- блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

- нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы, или морские и воздушные флоты другого государства;

- применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращению действия соглашения;

- засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них."

5. С правовой точки зрения, Крым является оккупированной территорией, которая захвачена в результате акта международной агрессии.

Эта оккупация может перерасти в аннексию, если будут последовательно отменены или денонсированы все правовые акты, перечисленные в пп. 1-3. До этого момента, можно говорить о попытке аннексии, ничтожной с правовой точки зрения.

6. Женевская Конвенция подробно описывает порядок содержания, обеспечения и восстановления оккупированных территорий оккупационной стороной. В случае, если снабжение недостаточно, согласно ст. 59:

- оккупирующая держава должна согласиться на мероприятия по оказанию помощи данному населению и должна способствовать осуществлению этих мероприятий всеми имеющимися в ее распоряжении способами.

Действия Украины по жизнеобеспечению Крыма с правовой точки зрения являются помощью оккупационным властям по содержанию населения оккупированных территорий.

Следует отметить, что Женевская Конвенция обязывает оккупирующую сторону принять такую помощь, но не обязывают предоставлять эту помощь жертву агрессии.

7. Женевская Конвенция обязывает оккупирующую державу соблюдать права всех лиц, не принимавших непосредственного участия в конфликте (покровительствуемых лиц):

- воспрещаются по каким бы то ни было мотивам депортирование покровительствуемых лиц из оккупированной территории;

- оккупирующая держава не сможет принуждать покровительствуемых лиц служить в ее вооруженных или вспомогательных силах;

- всякое давление или пропаганда в пользу добровольного поступления в армию воспрещается;

- оккупирующая держава не может подвергнуть аресту, преследованию или осудить покровительствуемых лиц за действия или мнения, совершенные или высказанные до оккупации;

- оккупирующая держава позволит служителям культа оказывать духовную помощь своим единоверцам;

- оккупирующая держава будет также принимать книги и предметы, необходимые для удовлетворения религиозных нужд, и будет содействовать распределению их на оккупированной территории.

8. По мнению ряда лиц оккупированной территории Крыма, как принявших гражданство страны-агрессора, так и оставшихся под покровительством жертвы агрессии, их права, предусмотренные Женевской Конвенцией, были нарушены. Совместно с гражданскими организациями оккупированной стороны, они предприняли меры по продуктовой, а впроследствии энергетической блокады оккупированной территории.

9. Оккупирующая держава предприняла все необходимые меры для снабжения оккупированной территории продовольствием. Кроме того, страна-агрессор заявила о введении собственных ограничений на поставку продовольствия на оккупированные территории с 1 января 2016 года.

Жертва агрессии не предпринимала активных действий по преодолению продуктовой блокады, но предпринимает все необходимые меры для продолжения обеспечения оккупированной территории электроэнергией.

10. Оккупирующая держава не способна полностью обеспечить энергетические потребности населения полуострова. Прекращение поставок электроэнергии с материка может привести к существенному сокращению предоставляемых жизненно необходимых услуг в Крыму.

Власти жертвы агрессии возбудили уголовное дело по факту энергетической блокады Крыма и осуществили силовые попытки обеспечить доступ ремонтных бригад к поврежденным опорам линии электропередач. Противостояние осложняется тем что страна-агрессор не предпринимает попыток устранить причины, вынудившие гражданских активистов приступить к блокаде.

Юрий Христензен

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены