Какой-то туркмен (а мы и не знали, что там, на границе Сирии и Турции, есть какие-то туркмены) расстрелял безоружного (оружие сбито) и беззащитного парашютиста. И мы обсуждаем - имел ли неведомый туркмен на это право? Где тут женевская конвенция? Или: а что там делал этот летчик, ставший беззащитным парашютистом? Он кто - жертва или убийца?..

А у меня вопрос: мы любим фильм Ростоцкого по повести Васильева "А зори здесь тихие"? Я - люблю почему-то... Те, кто любит, вспомните свои чувства в том эпизоде, когда зенитчица Рита Осянина расстреливает из зенитного пулемета-спарки немецкого парашютиста, выпрыгнувшего со сбитого ею же самолета. Как она в тишине прицеливается - и дает короткую убийственную очередь. Ее товарки и командир - не одобряют это молча, но и не осуждают. Они ее понимают.

И мы - зрители - понимаем.

Тем более, что потом узнаем, какое горе она пережила...

Что мы знаем об убийце нашего летчика? Ничего. Только то, что он - какой-то туркмен. Либо он истерик, палящий куда ни попадя. Либо - циничный убийца, которому в кайф расстрелять беспомощную мишень. Либо - у него горе, эти русские разбомбили его близких. Либо - приказ... Мы этого никогда не узнаем.

Туркмена с Ритой Осяниной уж точно объединяет незнание словосочетания "женевская конвенция". И больше - ничего. Потому что туркмен, убивший нашего классного летчика - это хуже чем абстракция, а Рита Осянина со своим горем - своя и понятная. Конечно, она - плод воображения замечательного Бориса Васильева. А тот, кто убил нашего майора - он что, не плод нашего воображения? Он ровно такой, каким мы его себе вообразим...

Мораль? Да никакой морали. Парня жалко: он мог бы жить и родину защищать. Туркмена - жалко: он туркмен в пору несчастья и погибели. Нас жалко. А тех, кто посылает наши самолеты бомбить чужие земли и других людей - не жалко. Так ведь и они нас не пожалеют. Те, кто послал того немецкого летчика на Карельский перешеек, на убийство и погибель - все-таки ответили перед судом. Не будем обольщаться - это было исключение из правил, едва ли не единственное в истории. Но почему мы не становимся умнее?

Есть затюканный политштамп "двойные стандарты". Да ладно! Они и тройные, и четвертные, и пятерные - и какие угодно, даже и с дробями. Вопреки расхожему убеждению - нет никаких моральных общепринятых твердынь. Даже простой разум не работает. Об отношении к праву я и вовсе умолчу. ("Есть смыслы выше права", как кто-то глубокомысленно заметил по поводу отхапывания Крыма - не могу никак сдуру успокоиться). Именно поэтому нами так легко манипулировать. Гляди на клавиатуру: им, то есть нам - ближе туркмен или Рита Осянина? Нажимай на нужный регистр и - правь.

Андрей Дмитриев

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены