Проблема беженцев обнажила разницу между европейским и американским подходами к иммигрантам: европейцы с упорством , достойным лучшего применения, уже которое десятилетие упираются в приверженность "мультикультурализму" - то есть, по-простому - сохранению иммигрантами своих обычаев, привычек. и т.п., а американцы, будучи вообще "нацией иммигрантов", "понаехавших", не замечают европейских потуг, просто продолжая принимать иммигрантов в свой "плавильный котел", в котором все, кто ни приехал, и откуда ни приехал, и какого бы цвета кожи, языка или вероисповедания ни был - все уже через поколение становятся американцами.

Между тем есть одна страна, которая это уже однажды проходила. И это - вы будете смеяться - Россия.

Я даже не буду говорить о том, что "понаехавшие" на север славяне ассимилировали редкое финно-угорское население настолько, что уже к 12в. и следов-то его в культуре сыскать невозможно. Я о более поздних временах. Уже с конца 14 в. на Русь стало приезжать много выходцев из Литвы и из Орды. А еще и из Крыма - потомки древних готов, греки, и еще Бог весть кто! И почти мгновенно они растворялись - только "фамилии" (точнее, прозвища родовые для тех времен) выдавали их происхождение, да и то не всегда: бояре Патрикеевы, потомки кн. Патрикия Наримантовича, Остеевы - потомки литовского князя Остея, Алабузины, Телебугины и Ельдигины - потомки татар, перешедших на русскую службу, Ховрины - потомки Стефана Ховры - правителя Крымской Готии, и сколько еще таких же!
А потом иммиграция "встала на поток" - тут и Лермонтовы, и фон Визины, и Юсуповы, и Годуновы, и Мещерские, и Черкасские, и Багратиони, и Кантемиры, и все ост-зейские немцы, и французы, и даже Абрам Петрович Ганнибал, арап Петра Великого, про которого Александр Сергеевич говорил, что "мой прадедушка был чистый нигер" (в те времена и в России такая аттестация оскорблением не считалась).

И все они переплавились в этом "плавильном котле" вполне себе успешно. Вот, я - один из продуктов такой "переплавки": какой только крови во мне нет - от Атлантики до Каракорума и от Скандинавии до Грузии и Африки. Ну, то есть русский.

А те, кто хотел оставаться "мультикультурными" так и оставались жить в своего рода горских, среднеазиатских и сибирских "резервациях" - но и в жизни страны особо не участвовали. Ну, типа, как индейцы в Америке.

Потому что вопрос не в крови. Вопрос в том, какой жизнью ты живешь, что считаешь за "хорошо", а что за "плохо".
А если оставаться "мультикультурным", так пигмеям на Новой Гвинее или индейцам в дебрях Амазонии это удается лучше всех.
Правда, по-прежнему в каменном веке.

Сергей Шаров-Делоне

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены