Я точно знаю, в чем главное психологическое различие России и Британии (а может, и Запада в целом).
Маркс был прав в своей избитой истине - "бытие определяет сознание" (или "битье определяет сознание", как перефразировал классика наш местный сократ, мой воронежский сосед, ветеран всех войн и почетный пациент психдиспансера, которого, несмотря на седины и древность (какой же без этого философ!), все называли Шурка Псих.

Это главное отличие россиянина от британца - ПРИВЫЧКА к ВЫБОРУ.
Давно известно - выбор вовсе не очевидное благо.
Выбор - БРЕМЯ.
Но выбор - и НЕПРЕМЕННОЕ условие Свободы.
Помните, Легенду о Великом Инквизиторе в "Братьях Карамазовых"? Инквизитор брал на себя Бремя выбора (и ответственности!) и давал людям, лишенным собственной воли, взамен этого бремени Абсолютное Счастье, каким счастливы только дети, за которых решают все.
Начала я в 85-м писать об этом диссертацию по философской этике, да не дописала, уехала в страну, где, с непривычки, от тяжести этого ежедневного, ежечасного, ежеминутного выбора ВСЕГО - от ингредиентов к обеду из ста тысяч возможных, до новой квартиры и нового правительства - у меня колени подогнулись и я чуть не упала... Потом колени выпрямились, а через год-два тяжести как не стало. Скорее наоборот - стало странным, пугающим и непривычным - не иметь выбора.

А потом смотрела, как правильно, с легкостью, следуя благоприобретенному алгоритму, выбор делают мои выросшие на Западе дети.

Не ошибусь, если скажу - это самый первый и ГЛАВНЫЙ навык, который своим детям дает общество. От самого простого - игрушки, до самого решающего и сложного: университета. Сначала университет выбирают они и располагают список их в определенной иерархии, потом их запрос получают университеты и начинают выбирать их...
Выбор, выбор, выбор.
С минуты, когда открываешь глаза до минуты, когда закрываешь их. Все, ну почти все, вокруг тебя - результат ТВОЕГО выбора. И некого винить.
А тема-то моей диссертации, как сейчас понимаю, была крайне важная.
Как теперь стало ясно, люди искали никакой не свободы, а Хорошего Великого Инквизитора. И когда им показалось, что нашли, с радостью, с поклоном, на рушнике, как хлеб-соль, отдали свое еще совсем сырое, невыпеченное, невкусное еще Право на Выбор!!
Что и говорить, выбор - БРЕМЯ.
Особенно когда к нему нет никакой привычки...
А битье, несомненно, тоже определяет сознание, но тут выбор бинарный: бить или быть битым.
Прав был наш дворовый философ.

PS
Мои многолетние наблюдения за обществами разных формаций также показывают , что НЕТ БОЛЬШЕЙ ненависти, чем лишенные выбора (зачастую вполне сознательно и добровольно!) испытывают к ВЫБОР ИМЕЮЩИМ и сохраняющим его за собой.
Но это предмет отдельного исследования...

Карина Кокрэлл-Фере

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены