Немалое число моих политических знакомых находятся в плену серьезного заблуждения. Видя все тяжелейшие болячки системы, они органически не способны представить ее поражение и разрушение. Система кажется им вечной.

Это легко объяснимо. Просто система существует уже 26-й год, и большинство современных наблюдателей, включая меня, заинтересовались политикой позже, чем она сформировалась. Вся история наблюдений - это череда крайне сложных для системы ситуаций, из которых она благополучно выпутывалась.

Череда чудесных спасений. В 93-м году, в ходе гражданской войны на столичных улицах. В 96-м, с двухпроцентным рейтингом президента за полгода до выборов. В 99-м, когда на фоне десятидолларовой нефти и войны лидер системы оказался более не способен править. В 2007-м, когда истек срок конституционных полномочий нового лидера. В 2011-м, когда многим казалось, что система эволюционировала до неузнаваемости, а она моментально регрессировала в прежнее состояние. В 2012-м, в противостоянии со стотысячными протестами. В 2014-м, даже сломав миропорядок. В последние годы, выживая в условиях изоляции от прогрессивного мира и санкций.

Об этой системе впору снимать фильм "выжившая". Вполне естественно, что многим она теперь кажется бессмертной. Хотя в реальности еле ползет с глубочайшими ранами, окруженная недругами.

Как на самом деле хрупок этот карточный домик, как быстро и легко он может разрушиться, в силу возраста и соответствующего опыта знают в основном те, кому сейчас ближе к 60-ти и больше. Учитывая среднюю продолжительность активной политической жизни, это сравнительно небольшая прослойка. Но спокойные, ироничные наблюдения ее представителей об агонии системы сегодня – самые адекватные и интересные в потоке политические комментарии. А другая часть шестидесятилетних всё понимающих сегодня в России - это верхушка системы, ее создатели и бенефициары. За ними тоже очень интересно наблюдать. Им страшно.

Валерий Федотов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены