В последнее время в германских СМИ регулярно появляются публикации, рассказывающие о том, как Кремль пытается влиять на внутриполитическую ситуацию в Германии, сотрудничает с ультраправыми, ведет информационную кампанию против немецких властей. Принято считать, что таким образом Путин стремится добиться смягчения германской позиции по спорным вопросам, отмены санкций. Однако, боюсь, его задачи гораздо более амбициозны.

Цель российского информационно-лоббистского наступления – изменить само немецкое общество: разрушить его либеральные основы, настроить против европейской интеграции.

Только изменив Германию, Путин сможет найти с ней общий язык, сделать ее своим союзником. Главные инструменты российского воздействия на немцев: пропаганда ксенофобии, грязные информационные технологии, экспорт коррупции, подкуп элиты.

Еще недавно многие лидеры европейских стран были друзьями Путина: "друг Берлускони", "друг Шредер", "друг Саркози". Меркель с самого начала показала, что не будет дружить с бывшим чекистом. Она единственный западноевропейский лидер, сформировавшийся, как и Путин, в условиях коммунистического режима, и поэтому хорошо понимает, что представляет собой ее российский партнер и чего от него можно ждать. Наверное поэтому сегодня Меркель – ключевая фигура в европейской политике сдерживания путинской России. Ее позиция – залог того, что санкции будут продолжаться пока не прекратится российская агрессия против Украины.

За последние годы Кремль создал в Европе, включая Германию, мощное информационнoе и политическое лобби. Теперь оно использует кризисную ситуацию с беженцами, чтобы расколоть европейцев и перессорить их между собой. Ближайшая цель этой политики – добиться отставки Меркель.

Есть несколько категорий немцев, всячески помогающих Путину подминать под себя их общество: обманутые или фальшивые левые; ультраправые идеологические единомышленники Путина; бизнесмены-"прагматики", готовые ради сиюминутной прибыли обречь свою страну на долгосрочные проблемы; просто нанятые за деньги "адвокаты" Кремля. Расскажу о всех этих категориях подробнее. Самая странная и противоестественная из них – левые.

Понятно почему Путина поддерживают неофашисты типа Мари Ле Пен, венгерского "Йобика" или немецкой "Пегиды", но как могут это делать левые, например, некоторые лидеры Die Linkе и социал-демократов? Разве они не знают, что в путинской России господствует все то, с чем немецкие левые борются в Германии, причем в чудовищном масштабе: социальное неравенство и нарушение трудовых прав, коррупция и произвол полиции, загрязнение корпорациями окружающей среды и захват ими свободных городских пространств, расизм и гомофобия, сексизм и клерикализм, империалистическая внешняя политика и милитаризм.

Другая категория "помощников Путина" в Германии – "прагматики"-предприниматели. Ленину приписывают такую шутку о европейской буржуазии: они продадут веревку, на которой мы их повесим. Складывается ощущение, что с тех пор мало что изменилось. Некоторые представители западной бизнес-элиты готовы продать Путину веревку, на которой он хотел бы повесить европейскую демократию. Выступая против санкций, они считают, что просто защищают интересы немецкого бизнеса. В действительности же они помогают путинскому режиму стабилизировать экономическую ситуацию, находить ресурсы для экспансионистских действий на международной арене, идеологического и информационного наступления на демократию в Европе.

Наиболее деятельная и весьма многочисленная категория "друзей Путина" в Германии те, кто участвуют в оплаченных Москвой проектах обработки немецкого общественного мнения из корыстных соображений. В свое время именно коррупционная вакханалия задушила ростки демократии в постсоветской России. Теперь коррупция наряду с нефтью и газом стала ее важнейшим экспортным товаром. Российские власти оптом и в розницу скупают немецких политиков, журналистов, "экспертов". Коррумпируя немецкую элиту Кремль не только добиваться ее лояльности своей политике, но и меняет Германию, уничтожает в ней демократическое правовое государство.

Однако в Германии у Путина немало и идейных единомышленников. Это ультраправые. У Путина много сторонников в AfD, движении Пегида, среди евроскептиков, националистов, борцов с миграцией, антилибералов, гомофобов, расистов, клерикалов. Многие ультраправые немцы смотрят на путинскую Россию как на пример для своей страны. Недаром популярная кричалка сторонников печально знаменитой Пегиды звучит так: "Меркель в Сибирь, Путина в Берлин!".

Особенно заметен союз Кремля и немецких ультраправых стал во время кризиса беженцев. По этому поводу российские СМИ и правые в Германии с двух сторон одинаково яростно обрушились на политику Ангелы Меркель. Москва явно пытается использовать этот кризис, чтобы избавиться от своего самого сильного европейского оппонента.

В России государственная пропаганда давно сделала либерализм и толерантность практически бранными словами. В этом же направлении российские власти пытаются воздействовать на общественное мнение Германии. Отставка Меркель для Кремля – только промежуточная задача, призванная дать старт глобальному повороту Германии вправо, в направлении реакционной, клерикальной, ксенофобской путинской России.

Игорь Эйдман

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter