Александр Аузан на радио "Свобода" нелестно отозвался об идее "смены системы". Мол, сорок лет уже такое слышу, а толку что?

Александр Александрович не то хотел сказать, что дело это трудное, в чем убеждает, например, и новейший опыт Украины, а потому не надо относиться к идее легкомысленно. Он хотел сказать и сказал, что она неисполнимая в принципе: авторитарную систему в России пробовали менять и меняли неоднократно, но всякий раз она себя воспроизводила заново и по-новому. Поэтому и думать надо не о том, чтобы вместо авторитаризма установить демократию, а о долговременной экономической стратегии и ее реализации, которая авторитаризмом при определенных обстоятельствах может осуществляться (и в ряде стран осуществляется) лучше, чем демократией. Он может нравиться или не нравиться (самому Аузану, как он говорит, не нравится), но мир устроен сложно и многообразно, с чем надо бы считаться.

Согласен: надо считаться. Но я хочу сказать, что все попытки изменения системы заканчиваются в России ее воскрешением именно потому, что ее основания при всех переменах оставались нетронутыми. Целью таких перемен всегда выступала смена власти, но никогда – подчинение власти праву. Поэтому и российский авторитаризм оказывался в осуществлении экономических стратегий не более состоятельным, чем российская демократия. С этим, полагаю, тоже надо бы считаться.

Игорь Клямкин

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены