День Победы антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне, которую Кремль вопреки истории пытается представить исключительно как свою победу, прошел на фоне обострения словесной войны между Ираном и Саудовской Аравией относительно проблемы добычи нефти, в замораживании которой жизненно заинтересован путинский режим.

Практически с конца прошлого года Кремль в условиях резкого сокращения доходов от экспорта углеводородов прилагает усилия по достижению договорённости с основными нефтедобывающими странами с целью стабилизации мировых цен на сырую нефть. С этой целью министром энергетики РФ А. Новаком были проведены встречи и консультации как на двусторонней, так и на многосторонней основе для принятия согласованного решения о замораживании уровня добычи.

С начала 2016 года Новак делал неоднократные бравурные заявления о том, что несколько стран ОПЕК, в том числе Саудовская Аравия, а также Россия согласились заморозить уровень добычи на январском уровне. Однако в середине апреля в ходе широкоформатных переговоров в столице Катара Дохе по условиям заморозки финальная договоренность так и не была достигнута. Причина – позиция Ирана, уклоняющегося, под предлогом постсанкционных потребностей развития нефтедобычи, от встреч и переговоров по этой проблеме, несмотря на просьбы Москвы.

После Дохи оптимистический пыл заверений Новака о том, что замораживание добычи основными игроками мирового рынка нефти возможно и без Ирана, заметно угас. Что касается Тегерана, то аятоллы продолжили демонстрировать своё неуклонное стремление довести добычу нефти до уровня, зафиксированного до введения международных санкций – 4 млн. баррелей в сутки.

Так, 8 мая сирийские "союзники" Путина сделали ему своеобразный "подарок" ко дню Победы, когда министр нефти Исламской республики Беджан Зангане заявил, что Иран не приемлет план по заморозке уровня добычи нефти, предложенный Саудовской Аравией. "Мы ни при каких условиях не примем планы Саудовской Аравии по "замораживанию" добычи нефти", – приводит слова иранского министра телеканал IRINN.

"В вопросах добычи и экспорта нефти мы находимся в состоянии необъявленной войны с Саудовской Аравией, – высказал свою точку зрения Зангане. – На этом фронте Эр-Рияд ведет против нас подрывную деятельность. И эта нетрадиционная война направлена на то, чтобы сломить нефтяной рынок Ирана. Для этого Саудовская Аравия выбрасывает на рынок нефть по цене ниже, чем продаем мы, чтобы Иран не мог добывать и экспортировать свою нефть, и то, что в этих условиях мы все же смогли удвоить добычу, это очень важное достижение".

Ответ со стороны саудовцев не заставил себя долго ждать. Спустя два дня глава государственной нефтедобывающей корпорация Saudi Aramco Амин Нассер заявил о том, что Саудовская Аравия планирует "значительно увеличить" добычу нефти в 2016 году, и намерена усилить свое присутствие на мировом рынке. Как передает агентство Bloomberg, в частности на месторождении Шайба на юго-восточных рубежах королевства нефтепроизводство планируется увеличить на треть, до 1 млн. барр. ежесуточно.

По словам Нассера, рынок энергоресурсов имеет много вызовов, хотя "возможности для роста у нас все же имеются". С немалой долей вероятности можно сказать, что среди этих вызовов главным является, конечно же, противостояние с Ираном, которое, после снятия санкций с Тегерана, с военно-политического (Сирия и Йемен), распространилось и на нефтяное соперничество двух традиционных региональных противников.

Это соперничество уже видно невооруженным глазом и оно вряд ли будет способствовать стабилизации мирового рынка нефти, о чем мечтают в Кремле. На прошлой неделе король Саудовской Аравии Салман своим указом снял с должности главу министерства нефти Али ан-Нуайми, а само министерство переименовал. Министром энергетики, промышленности и минеральных ресурсов стал Халед аль-Фалех,который до этого был председателем совета директоров Saudi Aramco. "Мы по-прежнему привержены сохранению нашей роли на международных энергетических рынках и укреплению наших позиций как самого надежного поставщика энергии в мире", – заявил в воскресенье аль-Фалех.

Сорвавшись с санкционной "цепи" Иран – главный региональный соперник Саудовской Аравии – также наращивает объемы экспорта. Вслед за заявлением нового саудовского министра управляющий директор Национальной иранской нефтяной компании (ИННК) Рукнеддин Джавади во вторник отрапортовал о том, что уровень добычи нефти Ирана уже достиг 3,7 млн. баррелей в сутки.

По его словам, Иран будет готов рассмотреть вопрос присоединения к заморозке добычи через один-два месяца после достижения досанкционного уровня добычи и экспорта нефти. При этом он не уточнил, когда же наступит долгожданное достижение досанкционного пресловутого уровня, на котором зациклились тегеранские муллы.

Как видим, ситуация складывается таким образом, что пока два крупнейших мировых нефтепроизводителя, два ключевых члена ОПЕК – Саудия и Иран – не перестанут перетягивать "нефтяной канат", вряд ли произойдут реальная заморозка добычи и стабилизация цен.

Характерно, что если раньше саудовцы выражали желание по заморозке, то последние пертурбации в энергетическом хозяйстве королевства, его дальнейшие планы, а также заявления ответственных лиц и "коллег" по нефтяному цеху Ирана говорят о том, что Эр-Риад может пересмотреть свои прежние обещания. Фактически между саудовцами и иранцами сейчас ведётся уже открытая настоящая нефтяная война с трудно предсказуемыми последствиями.

Это означает не что иное как очередное поражение Кремля, когда стремление его хозяина во что бы то ни стало предупредить дальнейшее сокращение мировых цен на нефть, реально зависит от выяснения отношений между двумя мусульманскими государствами.

Именно это, а не демонстрация военной мощи на Красной площади 9 мая, на самом деле как нельзя лучше показывает истинные экономические возможности путинского режима – Колосса на глиняных ногах – возомнившего из себя спасителя человечества.

Кямран Агаев

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter