Гарри Каспаров, безотносительно его нынешней политической деятельности – это прежде всего – персонаж, который сделал себя сам – так можно сказать о нём уже потому, что он максимально реализовался в качестве шахматиста мирового уровня. Хотя Каспаров и родился в СССР, он не унаследовал советского менталитета, будучи вынужденным выступать “в компенсирующей связке” с Анатолием Карповым – советским человеком, навсегда оставшимся в прошлом ещё при жизни, который был буквально приставлен к нему в качестве “связующего агента”. Слово “агент” в данном конкретном случае, можно было бы даже и вынести из-под кавычек.

В роли оппозиционера Гарри Кимович дебютировал в 2005 г., по всей видимости, исчерпав спортивные амбиции и решительно настроившись на участие в российской политической жизни. Не сказать, чтобы при этом политическая карьера гроссмейстера сложилась так же успешно, как и шахматная. И прежде всего потому, что чёткие правила игры, подчинённые некоей конкретно обозначенной логике пребывания в политическом мире, на постсоветском пространстве отсутствуют напрочь.

Во-первых, потому, что в России существует определённый запрос бессознательного на образ политика, облекать который во власть можно лишь опосредовано, с учётом целой системы “сдержек и противовесов” для удовлетворения нужд довольно косного, традиционалистского ума среднего российского гражданина. Иными словами, люди предпочитают поддерживать тех, кто заведомо глупее их, ибо только таким образом можно манипулировать современными политиками, что в случае Каспарова просто невозможно – ибо способностью скрывать, маскировать, вуалировать свой ум он не обладает, равно как и желанием это делать. Кстати, по этому же принципу обычные граждане до сих пор голосуют за Путина, ибо видят в нём существо серое и посредственное, “ниже себя”, т.е. не вызывающее у электората дискомфорта и ресентимента.

Во-вторых, в известной степени важным для политика является вопрос внешней презентабельности – чтобы “костюмчик сидел”, причём не абы на ком, а на картинке – т.е. на лице с внешностью максимально неспецифичной, обыденной. И это опять же перекликается с личностным, чрезмерно персонифицированным восприятием власти в России. Поэтому яркая внешность и жгучий темперамент Гарри Кимовича здесь скорее минус, чем плюс.

В-третьих, чисто либеральный подход в условиях, когда в России 21-го века осуществляется не просто запланированный регресс, а решительный поворот назад, в новое средневековье – терпит заведомое фиаско. Когда российское общество, вооружённое идеологией евразийства, православия и традиционной рабской покорности, отправляется в великий крестовый поход против здравого смысла, осуществлять либеральные реформы не просто невозможно, а практически самоубийственно – всем сторонникам свободы и разума следует принять во внимание факт того, что при невозможности действовать самим напрямую, следует искать иные, обходные пути и собственно, исполнителей своих сценариев, которые по ряду причин умеют лучше маскироваться в поле российского массового бессознательного.

Насколько нам известно, в настоящее время Гарри Кимович несколько охладел к современной российской оппозиции, на что имеются вполне реальные причины. Но при определенных благоприятных обстоятельствах, на которые мы все рассчитываем и время которых, несмотря ни на что, неумолимо приближается, Каспаров мог бы занять должность премьер-министра в новом правительстве. Однако для осуществления этих планов, необходима активизация деятельности свежей командой единомышленников.

Aлина Витухновская

svinchatka.com

! Орфография и стилистика автора сохранены