Прослушал запись заседания очередного "геополитического" клуба. Говорили о "русофобии". Этим явлением ("русофобией") оправдывают сегодняшнюю агрессию России в Украине, сокращение пенсий, закрытие больниц и наращивание вооружения.
Риторика традиционная.
"Надо не стесняться своего прошлого", "целили в коммунизм, а попали в Россию",  "Сталин - это история и поэтому его не надо бояться", "внутри общества есть предатели, которые называют Россию - "эта страна" и не гордятся ею".

На этот счет я думаю следующее.

На мой взгляд, Россия - не живое, не одушевленное существо.
Поскольку я не язычник, не поклоняюсь лишайникам, идолам и не совершаю жертвоприношений, - то, соответственно, для меня (это частное мнение, возможны и другие), поклонение стране, как божеству, представляется дикостью.
Любят не страны и верят не в страны.

Француз любит (я надеюсь на это, хотя я не француз и знать точно не могу, это предположение) не Францию как сакральное пространство, но набор культурных свойств, которые произвело это пространство. Так, француз любит республиканские свободы, паштеты, вино, изобразительное искусство.
Затруднительно любить Францию генерала Петена или Луи-Филиппа, Крестовый поход против альбигойцев (таких же французов) или Варфоломеевскую ночь. Эти события отнюдь не предмет гордости - хотя безусловно тоже история. Как и процесс против Дрейфуса, как и лагерь Дранси, из которого евреев высылали в концлагеря Германии. Любить это безобразие невозможно. Но это тоже история Франции.

Любить Россию за то, что она существует, вот такая какая есть - это абсолютно анти-христианская, анти-гуманистическая посылка. Можно любить близкого человека, но не любить в нем беды и пороки - артроз, пьянство, невежество, стенокардию и лень.
Еще раз: Россия - не одушевленное существо; эта страна - как и всякая другая страна - есть культурно-исторический феномен, конгломерат определенных привычек, свойств и обычаев.
В этой стране - как и во всякой иной стране - бывают периоды болезни, выздоровления, ремиссии, пьянства, ординарной глупости.

Термин "русофобия", исходя из вышесказанного, является абсолютным нонсенсом. В христианском сознании не может быть ни "русофобии" ни "русофилии". И то и другое - абсурд с точки зрения христианской морали.

Сталин, исходя из вышесказанного, является "исторической фигурой", замалчивать существование коей нелепо, но и гордиться им нелепо - Сталин, разумеется, являлся существом аморальным, бездушным и отвратительным. Эта та история, которую надо знать, чтобы этой истории стыдиться. Точно так же как нет причин гуманисту гордиться великими убийцами народов Чингизханом или Аттилой.

Впрочем, все вышесказанное может быть понято только исходя из принципов христианского гуманизма.
С позиций же имперского язычества эти камлания оправданы. И "русофобия" и величие Чингизхана и Сталина - актуальны для сознания шамана и крепостного.
Это вопрос воспитания и культуры.

Максим Кантор

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены