Начну с хорошего. Интервью – это один из самых сложных журналистских  жанров. Хорошее интервью встречается так же редко, как алмаз чистой воды в толще горной породы. На минувшей неделе было как минимум два хороших интервью, главное достоинство которых в том, что журналистам удалось "раскрыть" героя, показать его публике таким, какой он есть.

На канале Евроньюс в программе "Глобальный диалог" в гостях у Изабель Кумар был Михаил Ходорковский, а 3.06.2016 гостем  программы "Шустер Live" была Надежда Савченко. При всех громадных различиях между этими двумя людьми, их объединяют три вещи. Во-первых, и на Ходорковского и на Савченко в российских СМИ постоянно выливаются мегатонны лживой грязи. Их обоих так шельмуют в России, про каждого из них наплели столько небылиц, что хорошее интервью с ними – это подарок тем в России, кто хочет увидеть истинное лицо этих людей. Во-вторых, и Ходорковский и Савченко искренние и самостоятельно мыслящие люди. И, в-третьих, каждый из них прошел через российскую тюрьму, и на каждого из них этот тюремный опыт наложил свой отпечаток.
Шок, испытанный российской пропагандой в результате внезапного освобождения Савченко, пропагандисты стремятся теперь компенсировать сверхусилиями, направленными на ее профанацию. В последних "Вестях недели" Киселев посвятил Надежде Савченко целый сюжет, который сопровождался баннером "Дикая", вывешенном  на заднике студии. Киселев сообщил россиянам, что Надежда Савченко "2 литра водки уже выпила и теперь карабкается на президентский трон".

Прошло сорок лет с тех пор, когда советские газеты клеймили "злостного хулигана" Буковского, "позорного отщепенца" Сахарова и "литературного власовца" Солженицына. С той поры немного изменилась стилистика лжи (она стала намного более чудовищной: тяжело больного 73-летнего Буковского усилиями гебешной провокации теперь обвиняют в педофилии), но в то же время довольно сильно выросли возможности населения самостоятельно узнать правду: достаточно пару раз кликнуть мышкой в компьютере, который сегодня доступен большинству россиян.

Думаю, что если бы по "России-1" сразу после "Вестей недели" вместо  очередного соловьевского шабаша ненависти показали фрагмент "Шустер Live" с Надеждой Савченко, у какой-то части россиян непременно настало бы просветление в мозгах. Возможно, некоторые что-то поняли бы и про Савченко и про Украину, а главное, про свою страну.

Первое, это моральная обстановка в Украине. Голосование показало, что 72% живут с надеждой на лучшее будущее. Второе, это невероятно высокий уровень поддержки Надежды Савченко. На табло, где постоянно меняются цифры, отражающие уровень поддержки того, что в данный момент говорит человек в студии, цифра поддержки позиции Савченко менялась в интервале между 90 и 99 процентами. Ни у одного украинского политика, побывавшего в гостях у Шустера, такой устойчивой поддержки на протяжении всей передачи я не видел.

Про то, как она "карабкается на президентский трон" Савченко объяснила, отвечая на вопрос Шустера, хочет ли она быть президентом. "Я летать хочу", - ответила Савченко. И повторила уже с напором: "Я хочу летать". Это был единственный случай, когда Савченко дважды повторила одну мысль.

Главное, что поражает в Савченко, это ее искренность и яркая, сильная политическая риторика, невероятно плотная по содержанию и наполненная мощными метафорами, бьющими одновременно и в мозг и в сердце аудитории. "Украинская власть – это "Титаник", и вы все – на "Титанике", который уже получил пробоину". "Украина и Майдан – это граната. Конституция – кольцо. Донбасс – чека. Не надо дергать Конституцию, вы эту гранату не удержите!", - бросает Савченко депутатам Верховной Рады, демонстрируя тем из них, кто гранату никогда не видел, все, что с ними может произойти на примере кистевого эспандера и показывая, почему его невозможно долго удерживать в сжатом состоянии.

Савченко прекрасно понимает недостаток своего опыта для политической работы, открыто говорит, что ей надо много изменить в себе: "Меня сестра солдафонкой называет". И вместе с тем, надежды тех, что верит в то, что "солдафонка" Савченко быстро сломит себе голову в бурном водовороте украинской политики, скорее всего не оправдаются.
Савченко умудряется отвечать на самые каверзные вопросы одновременно со штыковой прямотой, без полутонов, и в то же время без оголтелой размашистости. "Случись вам вести переговоры с Путиным, пожали бы ему руку?", - спрашивает Савик Шустер. Ответ Савченко звучит как детальная инструкция по тактике одиночного бойца, находящегося в малознакомом политическом окружении: "Я в Верховной Раде первой подаю руку тем, кого знаю. От тех, кого не знаю, жду, когда они протянут руку, и, если протягивают, пожимаю. Путина я не знаю".

Про Донбасс: "Это наши люди. Не все там плохи, и не все у нас хороши. Надо, чтобы сосед (Россия) закрыл границу и убрался. А со своими мы найдем общий язык". Точные, рубленые фразы. Умение четко и ясно изложить свою мысль в короткий промежуток времени. Такого политика Украина, похоже, еще не видела.

Путин заслужил памятник на Крещатике. Во-первых, тем, что своей агрессией сплотил Украину, и тем самым, невероятно ускорил созревание единой украинской политической нации. А во-вторых, он фактически стал политическим антрепренером Надежды Савченко. Если бы не идиотская затея с ее похищением, преступным судебным фарсом и паническим освобождением, Украина не получила бы самого популярного и яркого своего политика.

Михаил Ходорковский играет в сегодняшней российской политике неизмеримо меньшую роль, нежели Савченко в политике Украины. Но по тому вниманию, которое ему уделяют российские СМИ, он не уступает Савченко. В тех же "Вестях недели" от 5.06.2016, в которых Киселев пугал россиян "дикой" Савченко, был сюжет о МБХ. Этим сюжетом Киселев стремился выстрелить дуплетом и поразить одновременно двух неприятелей: Михаила Ходорковского и Павла Гусева. Сюжет у Киселева назывался "Штаб революции" и в нем шла речь о пресс-конференции МБХ, которая проходила в пресс-центре "Московского комсомольца". Понять, о чем говорили Ходорковский и второй участник конференции, Чичваркин, из сюжета в "Вестях недели" было решительно невозможно. Да, собственно, и не для того Киселев делает свои передачи, чтобы зритель что-либо понял.

В сюжете было показано выступление МБХ полуторагодичной давности, когда он говорил о необходимости мирной революции в России. После чего стрелки переводятся на пресс-центр "МК" как место проведения пресс-конференции - и готово новое обвинение против свежего киселевского врага, Павла Гусева, в том, что "МК" это "штаб революции".
История о том, как поссорились Дмитрий Константинович и Павел Николаевич, заслуживает отдельной колонки. Поскольку история эта неплохо характеризует нравы в путинском медийном террариуме и повадки местных рептилий. Здесь ограничусь тем, что Гусев нанес ответный удар буквально через несколько часов. Не успело стихнуть эхо от киселевских обвинений в адрес Гусева в превращении "МК" в "штаб революции", как в номере "МК" от 6.06.2016 последовал донос на самого Киселева. Который Киселев в этих же самых "Вестях недели" допустил измену. Оказывается, завершая репортаж о летних соревнованиях в Крыму, Киселев сказал: "ну и вернемся в Россию". Впору кричать "слово и дело!", что Гусев, собственно и делает. То есть, Крым-то не Россия, оказывается, по Киселеву. И этот человек еще учит страну патриотизму!

Возвращаемся к программе "Глобальный диалог" на канале Евроньюс, из которой желающие могут узнать, что такое сейчас МБХ и чего от него можно ждать, а чего ждать не следует. Во-первых, интервью показало, что Ходорковский в прекрасной форме, четко формулирует свои мысли, логичен и последователен. От большинства обитателей российского телевизора его отличает то, что он думает в процессе диалога, в то время как подавляющее большинство российских политиков и экспертов ведут себя как говорящие куклы, включающиеся от вида телекамеры и произносящие ограниченный набор текстов, записанных заранее на спрятанном внутри устройстве.

Тюрьма сильно изменила Ходорковского, и это важно знать всем, кто планирует иметь с ним дело. "Время для меня теперь не имеет значения. Я привык в тюрьме к более длинным промежуткам". Главный вопрос был, конечно, по Крыму. И тут Изабель Кумар Ходорковского, что называется, пыталась "додавить" до полной однозначности. "Крым должен быть возвращен Украине? Да или нет", - вновь и вновь добивалась журналистка. МБХ и до тюрьмы был "крепким орешком", а за 10 лет покрылся броней. "Захват Крыма – это беззаконное деяние. Но то, что случилось, то случилось. И сегодня это проблема на долгие годы… Эта проблема стала переломным рубежом, но этот рубеж пройден".
"Да или нет?", - Изабель Кумар понимает, что это ключевой вопрос и делает правильную журналистскую работу, рассматривая своего собеседника как кроссворд, в котором к концу интервью не должно остаться ни одного неразгаданного слова. "Вы находитесь в парадигме путинской России", - отвечает МБХ. – "Один человек не может принять такое решение. Это решение должно учитывать мнение жителей Крыма, Украины и России. Быстрого решения не будет". Конец цитаты.

Вот теперь все становится на свои места. Позиция МБХ, во многом благодаря блестящей работе Изабель Кумар и его собственной искренности и нежеланию подстраиваться под чье-то мнение, стала абсолютно ясна и прозрачна. Очевидно, что с такой позицией у МБХ будет трудная судьба в российской политике, поскольку ни европейски ориентированное либеральное меньшинство, ни тем более имперское большинство такую позицию не примет. Очевидно, что такую позицию не примут в Украине. Но это уже проблемы МБХ, а не журналиста.

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА

У ранней "Машины времени" была песня "Марионетки", текст которой мог бы стать замечательной аранжировкой ко всем политическим  ток-шоу российского телевидения. Особенно органично звучали бы в начале "Воскресного вечера с Владимиром Соловьевым" такие, например слова: "Кукол дергают за нитки:// на лице у них улыбки, // и играет клоун на трубе.// И в процессе представленья // создается впечатленье, // что куклы пляшут сами по себе". А после окончания "Воскресного вечера" было бы крайне полезно для понимания только что состоявшегося действия исполнить заключительный куплет этой песни: "И кукол снимут с нитки длинной //  и, засыпав нафталином, // в виде тряпок сложат в сундуках". Такая аранжировка, несомненно, позволила бы повысить уровень толерантности к участникам этих шоу, а у некоторых наиболее сентиментальных граждан даже вызвала бы сострадание к постоянным участникам этого балагана.

А пока будем блокировать это сильнодействующее отравляющее вещество, приняв необходимую дозу противоядия в виде иронии, а также вооружившись логикой и здравым смыслом.

Прежде всего, категорически запрещается воспринимать то, что происходит на российском ТВ как информацию. Иначе можно сойти с ума. Вот, например, в программе "Вести недели" от 5.06.2016 Киселев победно трубит о сокрушительных победах сирийской армии над ИГИЛ и прочими террористами. Только Киселев сложил своих кукол в сундук и убрался с экрана, как в ящике уже Соловьев со своим балаганом и тряпочными артистами, которые наперебой голосят о том, как террористы наступают и захватывают все новые населенные пункты. Тут важно не думать, что вам дают сведения о событиях. Поскольку, "…вверх и в темноту уходит нить.// А куклы так ему послушны. //И мы верим простодушно, //в то, что кукла может говорить".

Вот в такой аранжировке все на своих местах. Трубач Ж. играет на трубе: "Обострение всем выгодно. Врачам выгодна болезнь. Америке надо ослаблять Европу. Нам выгодно – у нас армия тренируется, ведь армии нужна война! Война всем нужна! Все тренируются!".

Тряпичный тигр Багдасаров: "Хватит дипломатам доверять! Только армия работает хорошо!".

В труппе Соловьева новенькая: Ольга Зиновьева, руководитель зиновьевского клуба, главный редактор журнала "Зиновьев", руководитель исследовательского центра имени А.А.Зиновьева, инициатор многочисленных международный зиновьевских чтений, вдова А.А.Зиновьева. Амплуа в балагане Соловьева: Мальвина в зрелости. После каждой ее реплики все в студии на пару секунд смущенно умолкают и стараются не смотреть друг на друга. Например, после вот этой: "Когда нацистская Германия уже вторглась в Советский Союз, советская сторона, которая всегда соблюдала свои обязательства, продолжала отправлять в Германию эшелоны с хлебом". Конец цитаты. В студии Соловьева повисает тяжелая пауза. Соловьев хочет что-то сказать, но у него не получается, что бывает с ним крайне редко.

Вообще из этого зиновьевского клуба порой по ночам раздаются странные звуки. Там у них есть один профессор, который знает, что Гитлер не покончил жизнь самоубийством, а спрятался в полости в земле под Северным полюсом (этот профессор доподлинно знает, что там есть теплые пространства) и прожил там до 65 лет, пока наши подводные лодки (!) его оттуда не выгнали в Аргентину, где уже наш КГБ его наконец, прикончил. Полагаю, этот профессор в резерве у Соловьева и ждет своей очереди в пыльном сундуке, сложенный в виде тряпки и засыпанный нафталином.

После рекламной паузы состав балаганной труппы частично меняется, и куклы обсуждают адские гонки "золотой молодежи". Все очень возмущаются. Елена Ямпольская (это еще одна Мальвина в театре Соловьева) зрит в корень и насквозь видит причины "опасного вождения": "Душой человека никто не занимается. За те 20 лет, когда лепили потребителя, русского человека не стало. Он перестал быть русским человеком". Вероятно, в тот момент, когда Гоголь писал: "И какой же русский не любит быстрой езды?", в нем взбурлили малороссийские крови и он в припадке русофобии написал всю эту клевету на русских и все эти русофобские "Мертвые души".

После Мальвины-2 опять начал оглушительно дудеть Ж.: "Виноват Ельцин и демократы. Хулиганы на дорогах, это все 90-е виноваты. Они (нынешняя "золотая молодежь") родились в 1998 году во время дефолта".

Тут время воскресного балагана закончилось, настало время куклам сниматься с ниток, и отправляться в сундук с нафталином.

КУКЛА ПРОТИВ ЧЕЛОВЕКА

Иногда, потехи ради, кукловод Соловьев выставляет одну из своих кукол против живого человека. Последний раз такое случилось 2.06.2016 в передаче "Поединок", когда в студии встретились Сергей Кургинян и Леонид Гозман. Различить, кто из них кукла, а кто человек было очень просто, даже если не знать заранее. Человек обычно, отвечая на вопрос, думает. У куклы просто включается микрофон в животе. Гозман задумывался, прежде чем ответить, иногда делал паузы. Кургинян орал и плевался сразу, не дослушав вопроса. Причем, то, что он орал и чем плевался, к заданному вопросу никогда не имело никакого отношения.

Темой "поединка" был обмен репликами между Кудриным и Путиным, когда Кудрин предложил снизить уровень международной напряженности, а Путин в ответ почему-то заявил, что он суверенитетом не торгует. Как будто Кудрин приценивался.

Гозман с этого недоумения и начал, сказав, что суверенитет наш никому не нужен, что это мышление 19-го века, когда стремились захватывать чужие территории, не умея толком обустроить свои. На протяжении всего "Поединка" ни по поводу этого тезиса, ни по поводу других, весьма дельных высказываний Гозмана, от его оппонентов не поступило никаких возражений. Вместо них в адрес российских либералов и персонально Гозмана постоянно сыпались все новые обвинения, одно чуднее другого. Например, греческий журналист, Димитрос Лиатсос, с грустным упреком глядя на Леонида Гозмана заявил, что его страна, Греция, потеряла суверенитет, а кроме того, он, будучи кандидатом философских наук, вынужден теперь заниматься журналистикой, поскольку российские либералы упразднили философию. Попытки Гозмана выяснить, кто конкретно из российских либералов совершил это ужасное преступление, а также вспомнить, при каких обстоятельствах он, Леонид Гозман, уронил суверенитет Греции, успеха не возымели. 

Диалог человека с куклой в принципе невозможен. Его и не было. Кургинян послушно включался по команде Соловьева и продолжал орать и плеваться с того самого места, на котором его в прошлый раз прервал ведущий. "Суверенитетом нельзя поступаться!". "Только сильное государство может привлечь инвестиции!". "Главное – не сворачивать, если ты уступил, тут же проиграл!". "Главное – истребить либеральную экономику!". "Вы (это он - Гозману) все время ищете, под кого бы лечь!".

Гозман в какие-то моменты пытался реагировать, пытался даже обращаться непосредственно к Кургиняну, объясняя ему, что сам предмет дискуссии существует лишь в голове Кургиняна, возможно, в голове Соловьева и еще в голове их хозяина, тому, которого "не видно" и к которому "вверх и в темноту уходит нить". "Вы боретесь с привидениями, которые вы сами выдумали!", - взывал Гозман. И, на мой взгляд, делал это напрасно, поскольку оказавшись на одной сцене с куклами, есть смысл обращаться не к тем, кто на сцене, а к зрителям, среди которых пока еще довольно много живых людей.
 

Игорь Александрович Яковенко

Blogspot.ru

! Орфография и стилистика автора сохранены