- Это, получается, ещё пошло с советских времён?, - меня окликнула женщина в супермаркете под вечер. Разговорились.

- Похоже, что так, - говорю

- Мы в семье недавно нашли записи дяди - его тоже в 50-ых за "инакомыслие" в дурдом отправили на три месяца. Так он потом несколько лет отходил от всего этого. Привяжут к кровати, таблетками напичкают и лежи так, сколько им захочется. Не думала, что с детьми такое происходит до сих пор - куда же общественность смотрит?

- Общественность пытается что-то сделать, конечно. Слишком мало людей темой интересуются, к тому же механизмы многие сейчас не работают.

- Это да. Наверное, пока в каждом доме людей по тюрьмам да по психбольницам не попересажают, так и будет эта тема в воздухе висеть.

Основная суть наказаний в виде отправки сирот в психбольницы в том, что никаких документов, подтверждающих то, что дети там находились, найти практически невозможно. "На моих глазах десятки ребят отправили "подлечиться", и когда после выхода из интерната я стал заниматься этой темой, то был поражён - по бумажкам все было "чисто", - говорит Дима Жданов.

Наказание в виде стояния на горохе или на гречке - из разряда классических. "Это мне кажется самым унизительным воспитанным методом, ведь стояли на коленях мы перед одногруппниками- одноклассниками. Не только больно, но и за себя слишком обидно в этот момент", - говорит Н., воспитывавшийся в интернате в Московской области.

Моё стояние на гречке и горохе проходило в Музеоне. Одна из реакций прохожих - смех. "Вы перед кем-то провинились?", - усмехаясь, спросила меня красивая молодая мама с ребёнком. Услышав про наказательные практики, она резко изменилась в лице - "Жуть",- и убежала.

Смех, трансформирующийся в "жуть" - не первая реакция зрителя в рамках акции. Как мне кажется, именно эта реакция отражает сущность многих явлений действительного - как культурных, так и политических.

Катрин Ненашева

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены