"…Странно, удивлен, как это 200 российских фанатов смогли побить тысячную толпу английских болельщиков…"
из заявления В.Путина

Действительно, согласно простой логике странно, как это 200 могут представлять угрозу для тысячи, а тем более нанести им чувствительные потери? Хотя из истории известно, что 300 спартанцев, смогли остановить продвижение целой армии противников. В отличие от мифа о "28 панфиловцах" – этот случай вроде никто не оспаривает. Видимо важно не количество, а организованность, выучка, ну и, разумеется, преданность поставленной цели – то есть Фанатизм. Именно от этого понятия и произошло название – фанат.

Чем отличается фанат от болельщика? Фанатизмом. Болельщику важен спорт, процесс игры, её красота. Болельщик готов оценить ее у команды соперников или у другого спортсмена. Фанату на всё это глубоко наплевать. Его главное преимущество – как на войне понятие свой – чужой. Мир делиться по этому принципу. И что там плохо у своих и наоборот хорошо у чужих – совершенно не важно. Главное это свой окрас. К красоте спорта это вообще имеет очень малое отношение. Не нужно в спорте ни разбираться, ни тем более его понимать. Сказать, что фанатизм в спорте новое явление – трудно, возможно оно имело своё начало ещё во время гладиаторских боёв, когда опьянённая видом крови толпа требовала опущенным вниз пальцем смерти проигравшего. Может быть, понятие фанатизма было возрождено в период Олимпийских игр 1936 года, когда фанатичный фюрер не мог стерпеть обиды поражения истинного арийца от американского чернокожего спортсмена и демонстративно покинул стадион. Возможно, оно пришло в нашу повседневность в тот момент, когда военное и политическое противостояние благодаря политикам, а не по воле спортсменов, перекинулось на спортивные арены. Победа любой ценой – это шаг к тому, чтобы и болельщики на трибунах становились не болельщиками ценящими спорт, а фанатами, для которых ничего кроме победы не важно. Власть культивировала фанатизм – и она его получила. Грозным звонком для власти явился погром, устроенный во время чемпионата мира по футболу на Манежной площади в Москве. Когда разъяренная поражением сборной России толпа крушила центр Москвы, в том числе и посягала на заботливо охраняемую ФСОшниками с автоматами стоянку депутатских автомобилей у Государственной думы. После такого вандализма оставлять фанатов без опеки, если они вообще когда-нибудь были без неё, власть больше не могла. Опасно. Собаку, воспитанную только на команде "фас", без присмотра хозяина не оставляют.

Спортивные фанаты, состоящие естественно в основном из молодёжи, как и любое молодёжное движение, находятся под особым, пристальным вниманием властей. Иначе быть не может. Иначе это не власть. Называться этим словом те, кто не думают, не планируют день завтрашний – не могут. Именно поэтому расцвет фанатского движения, объединение его в организацию под вывеской всероссийского общества болельщиков, наглядно показывает, что власть с фанатами на короткой ноге. Кстати, напомню, что после стихийного убийства московского фаната, В.Путин встречался с фанатами. Вёл дружескую беседу. Регулярно отмечает он своим вниманием и "Ночных волков", а это те же самые фанаты. Никогда он такого общения не чурался и даже регулярно поощрял и награждал. Почему же он теперь удивляется? Странно. Логичней было бы устроить с ними встречу, где-нибудь в Красной поляне или в Ново-Огарёво. Хотя возможно я забегаю вперед, и такая встреча ещё будет.

Кто они – современные российские фанаты? Попробуем догадаться. Молодые, вышедшие из малообеспеченных подворотен, мало что видевшие и евшие "слаще репы", одурманенные пропагандой, навязанной идеологией, а зачастую ещё алкоголем и наркотиками – увы, да. Прошедшие службу в армии? Почти наверняка. Воевавшие в горячих точках? Увы, тоже да. Обученные, нюхнувшие пороха, привыкшие к понятию свой – чужой? Всё это реально черты портрета статистического фаната. Малоимущие, и малообразованные, т.е. подпадающие под понятие люмпен – и это верно. Опасна такая толпа? Да. Всегда, и под любым флагом. Управляема ли она? Скорее да чем нет. Правда, не всегда абсолютно послушна, но это уже проблема хорошей организации и подспудного управления этой толпой. В спецслужбах любого государства, Россия тут не может быть исключением, такие специалисты должны быть. Кстати став невольным свидетелем того как организовывалась в Лондоне 9 мая демонстрация "Бессмертного полка", могу с уверенностью свидетельствовать – власть имеет отношение к любому проявлению "неконтролируемого" поведения россиян за рубежом.

Лишним доказательством этого являются данные, приведенные весной статистической службой Левада-Центра. Только 5% россиян, из всего чуть – больше 30% имеющих загранпаспорта, регулярно выезжают за пределы РФ. Учитывая, что поездка за границу стоит сегодня немало, что для заполнения анкет необходим опыт и хоть какое-то знание языка, и главное нужны деньги, на амуницию, на билеты, на проживание, а всё это совсем недешёвое удовольствие, позволить себе его могут далеко не все. Описанный выше портрет фаната под имущего и образованного явно не подходит. Следовательно, без поддержки государства или структур аффилированных с ним, в этом случае точно не обошлось. Среди олигархов безвозмездную помощь фанатам не оказывают даже те, кто вкладывает свои средства в спорт. Тем более что перспективней и надежней вкладывать деньги в спорт иностранный. Там и болельщик обеспеченней а, следовательно, и доход выше. Бизнес есть бизнес, ничего личного.

Что же получается? Увы, ответ напрашивается сам собой. Страна всё больше завоёвываемая фанатизмом – неважно, по какому принципу: "Крым наш" или "Спартак, ЦСКА, ЗЕНИТ – наш". А фанатизм опасен и порождает проблемы. В том числе и для международных спортивных отношений. Нужно ли это болельщикам? Полезно ли это для спорта? Уверен – нет. Всё это вредит и имиджу страны и спорту. Ответственна ли за это власть – ответственна, как она всегда ответственна за все, что происходит в стране. Иначе это не власть. А в этом расписаться, уверен, Кремль ни за что не захочет.

Должен ли мир на это реагировать? Да, должен. Агрессия всегда должна встречать отпор. Эмиграционные службы, консульские, пограничные могут предотвращать подобные эксцессы. Государство обязано осуждать подобное поведение своих граждан – иначе государство становится ответственным за это. Порождая фанатизм – государство становится заложником фанатов. Если он фанат – то и они будут фанатами.

P.S. Уверен, английский болельщик, находящийся в коме, ни в чем не нуждается. Медицина и власти делают для него всё возможное. Однако с точки зрения пропаганды нормальности, а не фанатизма можно было бы в государстве российском инициировать сбор средств для него или предложить помощь всесильной российской медицины в одной из кремлёвских клиник. В конце концов, осудить фанатский разгул, как это пытался сделать Мутко в первом заявлении, сохраняя лицо своего ведомства, но всего этого нет. Наоборот, судя по всему именно армию фанатов, а не свою национальную сборную, будут встречать аплодисментами и цветами. А может быть, и устроят им ту встречу, о которой я написал выше… Думаю "Такой хоккей – нам не нужен".

Григорий Амнуэль

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter