С каждым годом число зацеперов в России растет из-за безнаказанности их действий. В 2016 году отмечен двукратный рост количества происшествий с травмированием и гибелью детей на объектах железной дороги, бьют тревогу общественники. С июня этого года в стране травмировано 9 несовершеннолетних зацеперов и двое взрослых. С начала года правоохранительные органы задержали около 300 несовершеннолетних зацеперов. Представители МВД предлагают ввести уголовную ответственность в отношении зацеперов и ужесточить административное наказание за нарушения при посещении объектов железной дороги.

Зацепинг — это способ передвижения на поезде, при котором человек цепляется к вагонам снаружи за различные поручни, лестницы, подножки и другие элементы. Зацепер может ехать на крыше, на открытых переходных и тормозных площадках, с боковых или торцевых сторон вагонов. В основном зацепингом занимаются подростки до 18 лет. Часто – со смертельным исходом. Зацепинг появился в Германии и имел некоторую популярность в некоторых европейских странах. Однако Европа ввела уголовные и административные меры для пресечения зацепинга, в результате чего подобное "развлечение" постепенно стало исчезать.

"Ситуация для нас критическая, рост по сравнению с прошлым годом идет в два раза…

С апреля, как только стало тепло, наши "зацеперы", "паркурщики" и "руферы" активизировались. В апреле было семь фактов травмирования детей, в мае – восемь и два смертельных, июнь, за полмесяца, – уже девять травмированных несовершеннолетних", рассказала начальник подразделения по делам несовершеннолетних УТ МВД России по ЦФО, подполковник полиции Елена Коренкова.

По информации полиции, это статистика только по центральным регионам и только по детям, занимающимся "зацепингом", без учета других видов баловства и правонарушений на транспорте. "Двое из этих детей сгорели заживо от удара током. Плюс еще к ним двое взрослых, которым по 18-20 лет, – тоже травмированы в июне месяце", – отметила Коренкова.

В настоящее время за проезд снаружи поездов на железных дорогах общего пользования наказывается штрафом в размере 100 рублей (статья 11.17 пункт 1 КоАП РФ), проезд снаружи трамваев и безрельсового транспорта на дорогах общего пользования — 500 рублей (статья 12.29 пункт 1 КоАП РФ).

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности Антон Цветков предлагает ввести уголовную ответственность в отношении зацеперов и ужесточить административное наказание и вместо штрафа в 100 рублей назначить арест до 15 суток. 

"Количество зацеперов растет от безнаказанности. У МВД на транспорте нет людей, которые могли вести борьбу с нарушителями. Даже если мы в пять раз увеличим полицейских, ситуация не изменится", – считает Цветков.

Он отметил, что запепингом занимаются не только дети из неблагополучных семей, но и те, кто хочет "ощутить адреналин и кому хочется приключений". Также эксперт отметил, что не просто вести статистику по зацеперам, поскольку не просто определить относится ли тот или иной нарушитель к этому движению.

"Если нашли труп на крыше поезда – это зацепер. Если он лежит обугленный рядом с полосой – тоже зацепер.

А если он перешел над электропоездом, то никто его не будет признавать зацепером. Скажут, что он перешел железнодорожные пути в неположенном месте", – пояснил Цветков.

Ранее начальник полиции УМВД России по Центральному федеральному округу Владимир Коротков предложил приравнивать сайты, группы и аккаунты в соцсетях, где размещаются видеоролики "зацеперов" и других нарушителей правил поведения на железнодорожном транспорте, к пропагандирующим суицидальное поведение и дать полномочия Роскомнадзору блокировать их в досудебном порядке. Однако это инициатива не принесла пользу, число зацеперов эти блокировки не уменьшило.

Уже заблокировано более 100 групп, но все равно есть возможность как обойти блокировку, возмущен Цветков. По его мнению, движение зацеперов искусственно поддерживается. В группах продаются ключи, с помощью которых можно открыть вагон, продаются спец. перчатки и брелки с логотипом "ЗЦП".

"С нашей точки зрения, есть заинтересованные силы в организации неких молодежных движений, которые объеденены по принципу системному нарушению закона и нет за это серьезного наказания", – предположил Цветков.

"Раньше зацепинг был уделом для Москвы и Подмосковья. Сейчас эта проблема появилась и в других регионах. Сейчас пытаемся внести изменения для увеличения штрафов. 100 рублей для зацеперов – ничего. Без решения на законодательном уровне проблему мы не решим", – подытожил директор по продажам ОАО "Центральная ППК" Сергей Русов.  

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter