В дискуссиях, посвященных Брекзиту, немалое внимание уделяется описанию масштабов бюрократического регулирования, порождаемого брюссельской бюрократией. В то же время реже встречаются количественные оценки результатов этого регулирования.

Самую первую и самую общую оценку последствий членства в Евросоюзе можно получить путем сопоставления темпов экономического роста в странах, имеющих близкие уровни экономического и институционального развития, являющихся и не являющихся членами ЕС.

Кроме того, можно сравнить изменение темпов экономического роста в странах, вступивших и не вступивших в Евросоюз.

Для удобства за стартовую точку был взят 1995 г. (договор о создании Евросоюза был подписан в 1992 г., он вступил в силу в конце 1993 г., в 1995 г. в Евросоюз вступили Австрия, Финляндия и Швеция, что завершило формирование "ядра Евросоюза", состоящего из 15 высокоразвитых стран). К сегодняшнему дню все эти 15 стран, входящих в "ядро Евросоюза", провели в рамках ЕС 20 полных лет (1996-2015 гг.) – срок, вполне достаточный для оценки их долгосрочных темпов экономического роста и одновременно свободный от влияния краткосрочных конъюктурных колебаний. Для сравнения с этим 20-летним периодом был взят также предшествовавший 20-летний период – 1976-1995 гг.

Результаты представлены в таблице.

Кумулятивный прирост ВВП на душу населения в развитых странах по двум периодам, %

Источник: расчеты ИЭА по данным МВФ.

Приведенные данные показывают, что в последнее 20-летие страны "ядра Евросоюза" имели самые низкие темпы экономического роста (19,5%) среди всех развитых стран мира (за исключением "больной" Японии).

Кроме того, за последние два десятилетия темпы экономического роста заметно снизились во всех развитых странах. Однако снижение темпов экономического роста (на 30 процентных пунктов) было наиболее драматичным именно в странах "ядра Евроюза" (за исключением"больной" Японии и нефтяной Норвегии).

В 1950 г. средний уровень ВВП на душу населения в 15 высокоразвитых европейских странах, какие четыре с лишним десятилетия спустя станут "ядром Евросоюза", составлял 91,7% от аналогичного показателя всех развитых стран.
Бурный экономический рост в 1950-х годах повысил этот показатель для этой группы стран до 100,8% в 1961 г.
В год подписания Маастрихтского договора (1992 г.) средний уровень ВВП на душу населения в 15 высокоразвитых странах "ядра Евросоюза" составлял 96,4% от аналогичного показателя всех развитых стран.
В 1995 г. он снизился до 94,9%.
К 2015 г. он упал до 87,2% от среднего уровня экономического развития всех развитых стран.

Таким образом, в 1950-х годах наблюдалась конвергенция – будущее "ядро Евросоюза" сокращало свое отставание от среднего уровня высокоразвитых стран очень быстро – примерно на 0,8 процентного пункта ВВП на душу населения в год.
С активизацией интеграционных процессов в Европе в начале 1960-х годов конвергенция сменилась дивергенцией. С 1961 г. по 1992 г. – во время первоначального ("мягкого") этапа евроинтеграции – средний уровень ВВП на душу населения 15 стран снижался примерно на 0,1% процентного пункта от средней величины уровня экономического развития всех развитых стран в год.
С 1995 г. по 2015 г. – в ходе второго ("жесткого") этапа евроинтеграции – для 15 высокоразвитых стран "ядра Евросоюза" членство в этой организации сочеталось со снижением в среднем их ВВП на душу населения примерно на 0,4 процентного пункта от среднего уровня ВВП на душу населения всех развитых стран в год.

Получается, что в последние два десятилетия членство в Евросоюзе для высокоразвитой европейской страны действительно способствует заметному снижению темпов ее экономического роста.

Андрей Илларионов

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены