В своей последней публикации "Тюремные будни" Ирина Бирна, полемизируя с Игорем Яковенко, снова поднимает свою, похоже, самую больную тему: исторические истоки несчастной судьбы России. И для меня эта тема больная. Захотелось снова пополемизировать с ней.

Соглашаясь с тезисом своего оппонента: "Россия — тяжело больная страна", И. Бирна так развивает этот тезис: "Страна — это не "озёра синие" и не "ромашки рваные", а те, кто озёрами любуется, ромашки рвёт и песни об этом сочиняет — народ". Фраза эта — мостик, чтобы перейти к главному для автора — ответственности самого народа за всё, что с ним происходит. Но мостик этот шаткий, у И. Яковенко речь именно о стране, а страна — это и народ, и "озёра синие", и язык, а также культура, а ещё — традиции, порядки, то есть то, как страна устроена.

Далее в своей пространной и, надо сказать, хорошо, крепко написанной статье автор говорит о некой патологии народа российского, видимо, заложенной в его генах, о его "буквально мазохистской тяге к палачам, к обожествлению их". Автор задаёт вопрос: "Почему "великими", и "святыми" в этом государстве были исключительно маньяки-убийцы, вроде Петра, Екатерины (ну Екатерина-то совсем ни при чём!), Ленина, Сталина?.." Развивая эту тему, автор попутно полемизирует с Достоевским, Толстым и Булгаковым, что, безусловно, делает ей честь, — спорить с великими не каждый отважится. В итоге, публицист приходит к выводу печальному, но общеизвестному, который сформулировал ещё Ильич, а до него Герцен, а до Герцена декабристы, а до декабристов, может быть, и Пугачёв: "Россия — тюрьма народов, и заболевание народное называется рабство". С этим, вероятно, согласились бы и Игорь Яковенко, и все авторы и читатели данного сайта.

Ну и заключительный аккорд автора: лечить надо не власть, ибо власть — "это как температура при гриппе, понос при расстройстве желудка, лечить следует тело, то есть народ". Вот с таким выводом не согласились бы ни декабристы, ни Герцен, ни даже Ильич. Ирина Бирна буквально повторяет тут конформиста, защитника власти Леонида Радзиховского. Дальнейший ход его мыслей таков: "А как лечить народ, никто не знает, ведь народ — это явление природы! Ну и слава Богу, и сидите, не дёргайтесь, а то будет ещё хуже!" Хочется верить, что Ирина Бирна не согласна с таким развитием её мысли.

Хотелось бы ещё понять, о каком народе у неё идёт речь? О русском? Похоже, так, ведь все исторические экскурсы тут — из русской истории. Значит, патология — в генах русского народа? Но!..

Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Азербайджан отпали от России, но, кажется, и они не очень торопятся с освобождением своих рабов. Грузия, Украина… Дай Бог их народам и властям душевных и физических сил, чтобы найти путь к другой, более счастливой судьбе! А остальные более чем 190 народов, живущие ныне в России? И у них тоже И. Бирна может наблюдать "маниакальную тягу к палачам, к их обожествлению"! И судьба у этих народов с русским народом одна! Значит, дело совсем не в генах русского этноса…

Вернусь к своей "поправке" формулы И. Бирны, что такое страна: "озёра синие" плюс народ плюс культура плюс устройство. Вот в устройстве страны, я уверен, и зарыта собака.

Подозреваю, что у скифов и русичей порядки были более или менее такие же, как у гуннов и германцев. Но на протяжении многих веков тамошние "инженеры" совершенствовали свои механизмы ("Хартия вольностей" и прочее), а тут разве что смазывали иногда, причём чаще всего кровью. Хотя и там её лилось немало…

Когда и где был тот камень: "Налево пойдёшь, направо пойдёшь…", у которого наши пути разошлись? Бог его знает. Боюсь, и академики, историки не знают. Боюсь, и генетики не скажут, почему наше нерушимое устройство — холопство, рабство — передаётся из века в век, от одной генерации вождей к другой: от викингов — князьям, ханам, от них — царям, от царской власти — советской, а от неё — нынешнему режиму. Тут большая загадка, и это действительно похоже на генетическое заболевание. Так из поколения в поколение передаются алкоголизм и шизофрения.

Ещё два слова относительно этих двух слов: "надо лечить". А кому адресовано это "надо"? Кто лечить-то должен? Ведь нынешней оппозиции г-жа Бирна не доверяет, отмечая "бессилие, беспомощность и близкую к нулю поддержку народную" этой "оппозиции". У неё это слово — вот так, да, в кавычках. Видимо, сама оппозиция виновата, что не в её руках телевидение, почта, телеграф. Вот так: народ виноват в своих бедах, оппозиция в своих. Здорово получается! И сидите, не дёргайтесь, так получается? Как у Радзиховского? Или автор никакого лечения и не предполагает, а всё это — так, для красного словца?

Товарищ Сталин сказал бы: "Другой оппозиции у меня для вас нет, товарищ Бирна".

В завершение хотел бы сказать, что я абсолютно солидарен с позицией Игоря Яковенко относительно взаимоотношений народа России и нынешней власти. Да вообще, мне кажется, странно говорить о какой-то активной позиции народа. Ведь народ (любой!) — достаточно инертная среда, объект, а не субъект! В просвещённых странах, помимо всяких властных органов, существует гражданское общество, состоящее из огромного числа разных общественных организаций, вот оно-то и формирует народное мнение, народную волю. А у нас, увы…

Ещё — не о том, кому, а о том, что надо. Да, надо менять устройство страны, лечить её организм. И не надо ничего изобретать, есть, как принято в медицине, стандарт лечения — демократия! А что касается народа… Тут тоже, конечно, надо. Но тут, слава Богу, всё гораздо проще, тут подойдут методы ЗОЖ (здорового образа жизни).

Борис Зислин-Ахматов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter