Интересная статья появилась сегодня на Bloomberg.


При цене на нефть в $40 и ниже, президент России Владимир Путин ввел плоский подоходный налог, построил суверенный фонд и выступили с речами в Бундестаге на немецком языке. Когда цена превысила $100, он развязал две войны с соседями и спустил более $40 млрд во время зимней Олимпиады.

Более десяти лет бурно растущей выручки принесли России непредвиденные $2,1 трлн, и вместе с ними процветание, подобного которому Россия никогда не видела. Тем не менее, экономика не росла быстрее, чем на 5 процентов за последние восемь лет и пошла на спад в последние два года.

Нефть на уровне $40 является ключевым порогом для России. По данным проведенного Bloomberg экономистов, это настолько низко, чтобы институциональные реформы стали неизбежными, но достаточно высоко, чтобы не допустить обвала российского финансового рынка.

"Когда нефть упала до уровня $30, была некоторая суматоха. Но когда она поднялась до $50, те люди, которые принимают решения, успокоились" - сказал Евгений Гонтмахер, главный экономист Института современного развития, чей попечительский совет возглавляет премьер-министр Дмитрий Медведев.

Аналитики в том числе BNP Paribas SA и JBC Energy GmbH предупредили что цены могут опуститься до $40, в частично из - за сезонной слабости спроса. По словам министра финансов Антона Силуанова Россия, которая основывала свою бюджет в этом году на цене $50 за баррель, нуждается в нефти на уровне $82, чтобы сбалансировать свой бюджет.

Государственная политика России тесно связана с изменением цены на нефть. В годы бума СССР начал вторжение в Афганистан, а Путин решился на арест бывшего главы ЮКОС Михаила Ходорковского почти четверть века спустя. Когда рынки умирают, лица, принимающие решения, начинают внутренние реформы, кульминацией которых явилась перестройки Михаила Горбачева середины 1980-х годов и ориентированная на рынок политика 1990-х годов.

"Всякий раз, когда цены на нефть были низкими, правительство имеет тенденцию реформировать" - сказал Владимир Осаковский, главный экономист по России в Банке America Corp. в Москве. "Мы считаем, что падение цены на нефть до минимумов 2004 года это исторический шанс на переход к более либеральной политике."

"Много изменений уже произошло, но до сих пор нет никаких шагов вперед и нет надлежащих реформ" - сказал Евгений Надоршин, главный экономист PF Capital в Москве.

При отсутствии новых драйверов роста, даже Путин теперь говорит, что экономика будет стагнировать около нуля, далеко от средней прибыли от 7 процентов в течение его первых восьми лет в Кремле.

Международный валютный фонд на прошлой неделе призвал к улучшению институциональной и бизнес среды в России, отметив в докладе, что "что структурные реформы необходимы для повышения потенциала роста."

Права собственности в России, независимость судебной системы и бремя государственного регулирования были оценены ниже 100-го места среди 140 стран в Глобальном докладе Всемирного экономического форума конкурентоспособности 2015-2016.

Бывший министр финансов Алексей Кудрин, который в качестве советника Путина в настоящее время руководит дискуссией по новому плану реформ, заявил, что стимулирование роста до 4 процентов в среднесрочной перспективе является единственно возможным за счет сокращения роли государства в экономике, повышения пенсионного возраста и создания более независимых судебной и правоохранительной системы.

"Для проведения реформ, они сначала должны прийти к соглашению, каким путем идти, и это может занять некоторое время" - сказал Ярослав Лисоволик, главный экономист Евразийского банка развития. "Мы не можем исключить, что некоторые реформы возможны до 2018 года, но не болезненные реформы."


Попробую разъяснить основные тезисы этой статьи.

Политика Запада основывается в первую очередь на прагматизме. Задача Запада не разрушение экономики России, а сдерживание агрессивных планов Кремля и одновременное принуждение Путина к проведению в России институциональных реформ. Цель Запада - создание на 1/7 части суши демократического государства с устойчивой экономикой и прогнозируемой внешней политикой.

Вместо трупа противника Запад хочет получить партнера. В крайнем случае, вменяемого соседа, который не будет разрушать себя изнутри и одновременно кидаться на окружающих. Но все же лучше партнера - участника глобальных экономических цепочек и глобальной системы безопасности. Не только участника, но и бенефициара всех этих процессов.

Насколько это возможно при сохранении нынешнего режима - второй вопрос. Как и вопрос - удастся ли этому режиму удержаться у власти, после начала либерализации экономики и демократизации России. Сейчас сложно сказать, как будет переформатироваться Россия и какие потери при этом придется еще понести. Пока очевидно, что стране дают шанс. Как она этим шансом воспользуется, пока совершенно не очевидно.

В завершение хочу напомнить гражданам Украины со специфическим понятием "патриотизма". Настоящий воин воюет не с теми кто перед ним, а за тех кто за ним. Разрушение 140 миллионного государства у своих границ не входит в перечень национальных интересов Украины. Демократизация России и возврат к нормам международного права автоматически приводит к деоккупации всех захваченных Кремлем территорий. Сопротивление агрессору и отстаивание своей позиции ускоряет этот процесс. Встречная агрессия его тормозит.

Юрий Христензен

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены