В очередной раз столкнулся сегодня с предложением "выкупить" Крым. Идея не реализуемая и иррациональная. Современная система международного права выстрадана столетиями непрерывных войн. Было бы заблуждением подменять существующую систему суррогатными решениями.

Предложение "выкупить" Крым является костылем, призванным легитимизировать свершившийся акт международной агрессии. Фактически предлагается решать проблемы не современными правовыми нормами, а понятиями давно минувших дней, когда войны были чем-то обыденным.

Для начала, это предложение противоречит Резолюции 3314 Генассамблеи ООН от 14 декабря 1974 года с определением агрессии: "Никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученные в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными."

То есть, никакой "выкуп", либо иное решение, не могут легитимизировать уже состоявшийся акт военной агрессии. Об этом нужно было думать раньше, до ввода "вежливых зеленых человечков". Россия, как член Совбеза ООН обязалась гарантировать соблюдение этой нормы международного права.

Под Резолюцией 3314 стоит подпись РФ, как приемницы СССР. Правда, подпись России еще много где стоит. И это тоже проблема, которую не решает вариант с "выкупом". Десятки международных договоров и соглашений уже нарушены и не могут быть признаны недействительными задним числом.


Попытка ревизии существующей системы международного права ни к чему хорошему не приведет. В случае легитимизации с помощью "выкупа" международной агрессии возникают риски расширения подобной практики другими государствами:

1. Япония может "захотеть" ввести на спорные острова "вежливых человечков" и провести "референдум" с вопросом - "желает ли местное население получать японские пенсии и зарплаты". А затем предложить России "выкуп" в размере возможных международных исков. Мост Хоккайдо-Кунашир прилагается.

2. В случае смещения Меркель и прихода к власти правых популистов тоже самое может "захотеть" Германия по отношению к Кенигсбергу.

3. Трамп, как правый популист, в случает прихода к власти тоже может чего-нибудь "захотеть". Например, "выкупа" с помощью военного и экономического давления российского ЯО.

4. Размеры "хотелок" Китая на дистанции могут распространиться на половину территории России. Особенно, в случае нарастания экономического и демографического разрыва между Китаем и РФ. Особенно, после "выкупа" российского ЯО.

5. Нет гарантии, что российское руководство не "захочет" подобным образом "выкупить" новые территории. Как уже находящиеся под оккупацией, так и те, которые пока еще не оккупированы.


Это только часть проблем, касающихся международного права. Но есть еще и сугубо технические проблемы. В результате военной агрессии и оккупации Крыма были нарушены интересы огромного количества частных и корпоративных собственников. Любой из них может не согласиться на предложенную сумму и через суд заблокировать решение о "выкупе".


Идея "выкупа" основана на упрощенном понимании комплекса существующих проблем. Акцент делается на формальной легитимизации возникших противоречий, без учет глобальных последствий военной агрессии одного государства против другого. Эта идея не может быть реализована в существующей системе международных правовых отношений.

Более вероятным видится другой сценарий. Возврат России к соблюдению норм международного права с деоккупацией всех захваченных территорий. Выплата компенсаций и контрибуций и выдача виновных в развязывании военной агрессии против других государств.

Этот сценарий возможен после экономического, политического или военного поражения существующего режима. Точно такой же сценарий был реализован после поражения СССР в холодной войне. Были деоккупированы Афганистан и Прибалтика и демонтированы синтетические марионеточные режимы в восточно-европейских странах. Тоже самое произойдет и в этот раз. Нужно просто немного подождать.

Юрий Христензен

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены