Эпизод первый. Старший сержант Михайлов 11.08.2016, охраняя общественный порядок на Комсомольской площади города Москвы в районе Казанского вокзала, заметил вопиющее нарушение. Некий гражданин шел по одной из площадей российской столицы и разговаривал по телефону на нерусском языке. Старший сержант Михайлов, естественно, заподозрил неладное и стал проверять у гражданина документы, а когда увидел российский паспорт, сразу понял: это – враг. Либо шпион, либо диверсант. Ну, а кто же еще? В участке старший сержант Михайлов стал шпиона  допрашивать по горячим следам: на каком-таком тарабарском языке говорим? А главное, зачем, когда есть русский язык, на котором говорят все нормальные люди. Если им, конечно, нечего скрывать.

Когда старший сержант Михайлов стал выяснять у шпиона, где живут его родители, жена и дети, тот вдруг уперся рогом, ушел в глухую несознанку, и начал нести какую-то вражескую околесицу про 51-ю статью какой-то Конституции и про какие-то права какого-то человека. Этого старший сержант Михайлов, естественно, стерпеть не смог и зарядил шпиону в бубен. Впоследствии выяснилось, что бубен, равно как и весь остальной помятый при допросе организм, принадлежал  директору департамента взаимодействия с регионами Фонда Кудрина, Вячеславу Попову, который беседовал со своим немецким другом.

Эпизод второй. Премьер-министр Дмитрий Медведев во время заседания Евразийского экономического союза, который объединяет Россию, Беларусь, Казахстан, Киргизию и Армению, принялся объяснять, почему они все время этот союз могучих держав переименовывают: то назовут ЕАЭС, то вот теперь ЕврАзЭс. Тут я позволю себе отвлечься на секунду и объяснить причину интереса прессы к этому названию. Дело в том, что я лично знаю журналистов, которые написание вот этой последней аббревиатуры запомнить никак не могут, где там заглавные буквы, а где строчные. И поэтому, либо пишут название полностью, либо копируют и вставляют в текст.

И вот, наконец, Дмитрий Медведев объяснил, откуда взялось такое заковыристое название, "ЕврАзЭс". "Переименовали, чтобы ЕАЭС не путали с ЕС", - растолковал Дмитрий Медведев. И добавил: "А мы не ЕС, мы сильнее и прочнее!". Вот теперь все встало на свои места. Была у людей главная проблема – путали Киргизию с Германией, Беларусь с Францией, Армению со Швецией, а пятую часть мировой экономики – с двумя ее процентами. Теперь – все. Проблем больше нет. Могучий и прочный ЕврАзЭс уже нипочем не спутают с жалким ЕС.

Эпизод третий. Олимпиада в Рио. Велосипедистка Дарья Шмелева, о завоеванной серебряной медали: "Эта медаль – врагам назло, а нам на радость!". Синхронистка Александра Пацкевич жалуется в интервью РБК: "Конечно, отношение к российским спортсменам здесь просто ужасное. Такого кошмара я за свою спортивную карьеру никогда не наблюдала. Российских спортсменов освистывают в Рио, демонстративно отказываются поздравлять. На пьедестале игнорируют наших ребят, не подходят, чтобы пожать им руку". И дальше следует рассказ о том, что творят в Рио с российскими флагами. "Представляете, их просто кидают на пол!", - ужасается спортсменка.

Старший сержант Михайлов мало похож на премьера Медведева. А премьер Медведев довольно сильно отличается и от велосипедистки Шмелевой, и от синхронистки Пацкевич, и от любого члена российской сборной. Но всех этих людей объединяет то, что можно условно назвать "конструкцией души" и способностью, а точнее, полной неспособностью к пониманию. Процесс понимания требует целого ряда особых умений от понимающего, то есть от  субъекта понимания. В том числе умения выделить в пространстве своей души участок для инородного, чуждого этой душе содержания. Это умение – понимать Другого – можно развивать, упражняя соответствующие "мускулы души", а можно это умение убить, и тогда эти специальные "мускулы души" атрофируются и отомрут.

Ликвидация в России журналистики,  публичной политики и конкурентной среды в бизнесе превратила страну в территорию без коммуникативного пространства, лишила общественного диалога. Нация перестала разговаривать с собой. В результате сформировался особый тип личности-капсулы, непроницаемый для внешнего воздействия.

Старший сержант Михайлов просто не в состоянии понять, что есть на свете люди, говорящие на других языках, и им нельзя запрещать это делать.

Премьер-министр Медведев постоянно несет ахинею и не в состоянии посмотреть на себя со стороны. Он полностью лишен рефлексии и не видит себя глазами других. А возможно, премьер-министр Медведев вообще не уверен в том, что другие люди имеют отдельные от него, от премьер-министра Медведева, интересы. В теории стадиального развития интеллекта швейцарского психолога Жана Пиаже такая стадия соответствует уровню двухлетнего ребенка.

Российские спортсмены все без единого исключения знают, что в России есть государственная система допинга. Не могут не знать. Даже те, кто лично не принимал, погружены в среду постоянных сборов, отборочных соревнований и просто человеческого общения. Знают. И при этом строят вокруг души бронированную капсулу непонимания того, что Россия – страна изгой. Что нельзя строить свои победы на обмане.

И да, нельзя воровать чужие территории, а потом удивляться, что твой флаг бросают на пол.

За 17 лет путинского режима сформировался тип человеческой личности, в принципе неспособной к пониманию. Им просто нечем. Говорить - есть чем. Чем пить-есть тоже имеется. Читать-считать могут. А понимать – нечем. Вот так и живем – в недоумении и обиде на весь мир, который непонятно отчего на нас ополчился.
 

Игорь Александрович Яковенко

Blogspot.ru

! Орфография и стилистика автора сохранены