Люблю перечитывать де Кюстина, его записки 1839 года – очень полезно для понимания России. Ну вот, например. Де Кюстин описывает своё посещение могилы Минина в Нижнем Новгороде:

"Войдя сегодня утром в собор, я почувствовал волнение от веющей в нем древности. Так как в нем покоится прах Минина, то его, думалось мне, не трогали, по крайней мере, лет двести. И эта уверенность еще увеличивала мое почтение к старинному зданию. В благоговейном молчании стояли мы перед усыпальницей героя.

- Это, безусловно, одна из самых прекрасных и самых интересных церквей, посещенных мною в вашей стране, - сказал я губернатору.

- Я ее выстроил, - ответил мне Бутурлин.

- Как? Что вы хотите этим сказать? Вы ее, очевидно, реставрировали?

- Ничего подобного. Древняя церковь совсем обветшала, и император признал за благо, вместо того чтобы ремонтировать, отстроить ее заново. Еще года два тому назад она стояла шагов на пятьдесят дальше и, выдаваясь вперед, нарушала правильность распланировки нашего кремля.

- Но прах Минина?! – воскликнул я.

- Его вырыли, так же как и останки князей. Теперь они покоятся в новом месте погребения, которое вы в настоящую минуту обозреваете".

Европеец де Кюстин шокирован: "Вы видели, как понимается здесь почитание покойников, уважение к историческим памятникам и культ изящных искусств".

Как видим, наша страсть к новоделам возникла отнюдь не в эпоху Лужкова. Де Кюстин подметил весьма характерную российскую черту отношения к культуре: отсутствие вкуса к подлинному, неумение ценить подлинное и уникальное. Также и тяга к перетаскиванию покойников (вспомним бесцеремонное путинское перезахоронение прахов Деникина и Ивана Ильина) появилась отнюдь не сейчас.

Новодельное отношение распространяется в России и на историю. Псевдоисторические "реконструкции" знаковых сражений и битв, стремление к официозной лакировке событий – всё это возникло далеко не сегодня. Вот ещё одна зарисовка. Среди множества зрителей де Кюстину довелось наблюдать масштабную "реконструкцию" Бородинской битвы в исполнении императора Николая Первого. В итоге "воспроизведение сражения не обошлось без крупного отступления от исторической правды: император Николай, командовавший одним корпусом армии, изображавшей неприятеля, отступил в тот момент, когда он должен был, повторяя действия французов в 1812 году, овладеть русскою позицией". Да, задним числом превращать поражения в победы – одно из любимых российских занятий.

Так что, перечитывайте классику, как нам советует канал "Культура". Ведь де Кюстин – это своего рода классика, отличное чтение для тех, кто уверен, что Россию вполне возможно и нужно "понять умом".

Алексей Широпаев

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены