Тут обнаружился в ленте случай из разряда "ползучий сталинизм головного мозга". Молодой человек (вполне биологический взрослый, но, судя по всему, весьма инфантильный) доказывает матери: мол, не так уж и страшны были эти самые репрессии, всего-то погибло 2.6 миллиона человек, а не 40 миллионов.

И извечный вопрос - что делать?

Ну, не мое дело - давать какие-то советы по поводу семейных отношений. Но вот примерную схему работы с такими "гениями", начитавшимися т.н. "историков" и наслушавшихся телевизора, обозначить можно. Собственно, реабилитация сталинизма чаще всего и начинается с этого "а на самом деле..."

Можно, конечно, долго доказывать, что репрессии - это не только 1937-й. Что надо вспомнить о Голодоморе, раскулачивании, репрессиях после войны - и о многом и многом ином.
Но это не даст эффекта.

А можно сказать проще. Веришь в официальную цифру в 2.6 миллиона погибших? О-кей, черт с тобой, принимаем за данность.
А теперь, дружок, включи воображение. И представь, что ты - один из этих самых 2.6 миллионов.

Что все начинается с косых взглядов на работе. Ты еще не понял, что творится, ты молод и счастлив. А кто-то уже видит твою дальнейшую судьбу. Даже не видит - нутром чувствует.

Через некоторое время почувствуешь и ты. Вокруг тебя возникнет вакуум: друзья перестают здороваться и куда-то исчезают. Коллеги по работе бурчат что-то невразумительное - и стараются отойти, будто бы ты - разносчик заразы. Сосед переходит на другую сторону улицы, едва тебя завидев.

И тут до тебя начинает что-то доходить...

И можно поступить по-разному (и такое бывало). Можно собрать чемодан - и исчезнуть, испариться из города. Чтобы возникнуть где-то еще. В бардаке твои документы затеряются (при Сталине был порядок - да-да, сто тысяч раз он был!)

Можно сказать себе - черт с ним, я уйду, но хотя бы в компании одного из врагов. Они ведь приезжают брать неспособную к сопротивлению жертву - и очень изумятся, если жертва раскроит одному из них тупую башку.

Но ты же считаешь советскую власть своей, ты же не чувствуешь за собой никакой вины. Да, есть затаившиеся враги, их арестовывают, вот кого-то на работе взяли - так он враг, наверняка. Но ты-то - нет!..

А на работу ты приходишь невыспавшимся. Потому что вскакиваешь на любой подозрительный шум за окном. И однажды за тобой приходят. И ты не сопротивляешься. Пытаешься им что-то возразить, тебе лают "разберемся!" И затаскивают в "воронок" - бледного, испуганного... и все еще надеющегося. Твоя надежда - это их козырь, не было ее - стали бы их поездки "игрой с неясным результатом" (а так оно и было там, где люди сов.власть своею не считали - в Западной Украине или в Балтии, например).

А потом попадаешь к костоломам. Описания - понятны. Результаты - тоже. Ты сдашь всех, на кого тебе укажут, признаешься в самых фантастических грехах. Но что-то в тебе они еще не сломают - у них нет такой цели. Они не сломают в тебе ту самую проклятую надежду - на самый справедливый в мире советский суд. На котором ты что-то там докажешь...

Ничего ты не докажешь. И суда тебе не будет. Будет решение Особого совещания - только и всего. Ты будешь цепляться за жизнь до последнего, даже не сознавая, что дыра в затылке - это все-таки лучше и проще долгой и мучительной казни ГУЛАГом...

Тебя расстреляют, а ты даже не будешь знать, что на освободившиеся метры жилплощади въедет твой сосед, Который донос и написал. Впрочем, если он бурно радуется, то напрасно - завтра "стукнуть куда следует" могут и на него.

Ну как, "один из 2.6 миллионов", репрессии были не так уж страшны на фоне великих строек и "эффективного менеджмента"?

Егор Седов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены