Любая диктатура опирается не только на насилие, но и на манипуляцию общественным мнением. В путинской системе роль манипуляции огромна. Она цементирует режим, обеспечивает поддержку населением его авантюристической внешней политики. С помощью манипуляции разжигаются войны, провоцируются кровавые конфликты, как это было, например, на Донбассе.

В России существует целая влиятельная социальная страта манипуляторов, происхождение которой идет еще из советских времен. Ее составляют управляющие пропагандой чиновники, руководители СМИ, политтехнологи, политологи, пиарщики, журналисты, работающие на власть. Познер и Сурков – знаковые фигуры, представляющие два поколения российских манипуляторов.

Патриарх лжи

Владимира Познера называют патриархом отечественной тележурналистики. С еще большим основанием его можно называть патриархом российской политической манипуляции, хранителем еще советских ее традиций.

Познер со времен СССР – специалист по пропагандистской обработке западной аудитории. Сейчас он снова "в строю". Выступая в Кембридже, он, по сути, оправдывает Путина. Мол, "слова о гуманности и правах человека", сказанные руководством любой страны – "циничная пропаганда". Все это напоминает известное самооправдание преступников – "не мы такие, жизнь такая". То есть, по Познеру, не Путин такой – мировая политика такая и российский президент только копирует поведение своих коллег. Перед нами типичная психологическая "проекция". Познер переносит на "руководство всех стран" собственное мироощущение. Любое сказанное им слово – циничная пропаганда. В картине мира бывшего (вероятно) агента КГБ Познера и кадрового сотрудника этой организации Путина – все такие же циничные лжецы, как они сами.

Познер не скрывает, что десятилетиями верой и правдой служил советской системе, которую ненавидел. Он даже откровенно рассказывал, как органы внедрили его в американскую делегацию на Фестивале молодежи и студентов в Москве. Тогда он, мечтая сбежать из СССР вместе со своими американскими друзьями, продолжал на них стучать. Потом, постоянно бывая на Западе, Познер мог легко осуществить свою мечту. Но, видимо, считал, что продолжать "доить" советский агитпроп выгоднее, чем устраивать свою судьбу в непредсказуемых условиях свободного рынка.

Именно Познер – крестный отец путинской пропагандистской машины. Главный принцип этой системы – отчуждение журналиста от собственной личности и убеждений, подчинение их интересам заказчика. Познер доказал, что журналист может качественно обслуживать того, кто ему платит, даже если его ненавидит (как он сам – советский режим). Думаете Эрнсту или Соловьеву близок путинский урапатриотический мейнстрим? Уверен, что в душе они большие либералы и западники. Просто они отрабатывают заказ. А для российских манипуляторов все, за что платят большие деньги – разумно и достойно реализации. Главный их принцип, заимствованный у чикагской мафии: ничего личного, только бизнес.

От манипуляции к войне

В путинские времена манипуляторы превратились из интеллектуальной обслуги власти, в прямых соучастников ее злодеяний. Если в СССР Познеру приходилось оправдывать преступную политику Кремля, то теперь Сурков и Ко сами стали ее организаторами.

Почти одновременно с выступлением Познера в Кембридже произошел скандал со взломом почты Суркова. Еще недавно все эти сурковские манипулятивные игры с фальшивыми партиями, продажными журналистами, выдуманными информационными поводами воспринимались как шутовской балаган. Однако работа на правящую путинскую мафию неизбежно сделала консильери Суркова активным соучастником самых страшных ее преступлений. История Суркова – результат естественного развития познеровской традиции цинизма и продажности, сформировавшейся еще в советское время.

После взлома сурковской почты появились прямые доказательства того, что было общеизвестно уже несколько лет. Сурков – главный менеджер проекта разжигания войны в Донбассе, на нем кровь тысяч ее жертв. Он уже не просто ловкий, продажный манипулятор, а военный преступник, заслуживающий участи Геббельса.

Игорь Эйдман

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter