Вчера, кстати, был день рождения Нестора Махно, и я вот о чем вспомнил. По крайней мере трижды в советском кино встречается один и тот же эпизод: "наши" убегают от "ненаших" на тачанке, лихо расстреливая конных преследователей из пулемета.

Впервые эта зрелищная картинка появилась, по-моему, в фильме "Донская повесть" (1964). Затем практически "дословно" она повторяется в фильме "Служили два товарища" (1968). И в третий раз мы ее видим в сериале "Адъютант его превосходительства" (1969).

Что объединяет все эти три эпизода? Вовсе не тачанка и не отлично поставленные сцены погони. Объединяет их то, в КОГО стреляют убегающие. А стреляют они вот в кого. В "Донской повести" - это антисоветские казаки-повстанцы (казаки, как известно, имевшие свои региональные интересы, были в сложных отношениях с белым движением). В "Служили два товарища" - это махновцы, рубавшие и белых, и комиссаров (им, кстати, и приписывают изобретение тачанки, хотя это не совсем обоснованно). В "Адъютатнте…" - "зеленые", крестьянские партизаны, воевавшие и против большевиков, и против "золотопогонников". Именно на этой, последней тачанке начертано знаменитое: "Бей белых, пока не покраснеют, бей красных, пока не побелеют".

То есть во всех трех случаях перед нами НЕ БЕЛЫЕ. Это та самая неимперская, народно-демократическая, крестьянско-казачья третья сила, враждебная и чуждая как большевикам, так и белогвардейцам. И весьма показательно, что в "Адъютанте…" в одной тачанке оказались и красные, и белые, выступив единым фронтом против зелёных - незадачливого батьки Ангела с его мечтой о мужицкой республике.

Что объединило в тот момент красных и белых? Да то, что и те, и другие – имперцы-государственники, для которых народ – не субъект с собственными интересами, а объект, материал для строительства. На примере "Адъютанта…" мы видим: красные готовы примириться даже с белыми, но только не с народом как самостоятельной силой. То же самое можно сказать и о белых – как известно, огромное их количество служило большевикам, увидев в них новых, еще более жестких государственников. Вот такое интересное "кино" получается.

Алексей Широпаев

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены