Рассмотрим структуру бюджета предкризисного 2013 года (рис. 1):

- 50% бюджета в 2013 году составляли нефтегазовые доходы;
- 21% доходов поступили от сектора экономики, связанного с внутренним производством;
- 19% доходов было получено от налогообложения импорта;
- 10% "прочих" доходов принесли принадлежащая государству собственность, административные сборы и платежи, поступления от штрафов и т.п.

Анализ этих цифр показывает, что три четверти всех поступлений в бюджет в 2013 году прямо или косвенно были связаны с природной рентой. Объем импорта напрямую зависит от притока в страну валюты от продажи углеводородов, а крупнейшей и наиболее прибыльной собственностью государства являются нефтегазовые компании.

Внутреннее производство зависит от дешевых энергоносителей и доступа к дешевой валюте для закупки импортных компонентов. Внутреннее потребление, стимулирующее производство, также является производной от экспорта природной ренты. Часть внутреннего производства обслуживает предприятия, добывающие природные ресурсы.

Специфика рентной экономики состоит в том, что доходы бюджета слабо зависят от эффективности реального сектора. Рост внутреннего производства на 10% приносит всего 2% поступлений в бюджет. Зато изменение цены на нефть и/или объемов добычи углеводородов значительно сказывается на доходах бюджета.

На рис. 2 показана динамика основных статей доходов государственного бюджета с 2006 года по данным Минфина [1]. Для корректного сравнения, данные приведены к ценам 2013 года с учетом официальной инфляции. По уровню нефтегазовых доходов (показаны синим цветом) можно сразу определить кризисные периоды российской экономики.

Рентная экономика не стимулирует государство развивать собственное производство. Уровень поступлений в бюджет от внутреннего производства (отмечен желтым цветом) в сопоставимых ценах сейчас соответствует 2006 году. Более того, с 2011 года не отмечается никакой существенной динамики в реальном секторе экономики.

Подобная ситуация характерна для многих государств с рентной экономикой. При благоприятной внешней конъюнктуре правительство не знает, куда девать деньги. Аналогично, в кризисной ситуации правительство не совсем представляет, где деньги брать. Это приводит к значительному разбалансу бюджета, в зависимости от стоимости основного рентного товара на внешних рынках (рис. 3).

Рентная экономика потакает популистским решениям. Это характерно для стран с неразвитой политической конкуренцией. Правительство наращивает долги и повышает расходы бюджета, вне зависимости от производительности труда и эффективности внутреннего производства (рис. 4, 5). Реальная экономика становится заложницей популистских решений.

Власти проще купить политическую лояльность населения, чем разбираться в сложных вопросах экономического развития (рис. 5). Особенно, когда население готово свою политическую лояльность продать. Всем кажется, что благоприятная конъюнктура на внешних рынках будет длиться вечно. Критические замечания тонут в хоре всеобщего одобрямса.

Отсутствие конкуренции приводит к деградации в любой сфере человеческой деятельности. Политика и экономика здесь не исключение. Это проявляется, когда тепличные условия заканчиваются и перед страной встают реальные экономические проблемы.

Население пока еще не понимает, что происходит, но в Кремле хорошо представляют себе ситуацию в экономике. Недавний прогноза Минэкономразвития до 2035 года тому свидетельство. Суть этого прогноза не в том, что ближайшие 20 лет стране предстоит экономическая стагнация. Прогноз говорит о том, что сначала Россия пройдет очередной пик кризиса, после чего начнется этап неустойчивого околонулевого роста.

Если взглянуть на рис. 2, сегодня доходы бюджета ниже уровня 2006 года. Речь идет о сопоставимых ценах в рублях, без учета падения курса национальной валюты за 10 лет. С учетом прогноза ведомства Улюкаева получается, что сначала расходы бюджета должны быть приведены в соответствие с доходами (читай зарплаты необходимо уменьшить до уровня начала нулевых), а затем начнется стагнация до 2035 года.

Что делают авторитарные правители с гонцами, которые сначала убеждали, что все нормально, а затем приносили недобрую весть? Улюкаев еще легко отделался. Его даже не посадили на время следствия, учитывая доступ федерального министра к государственной тайне. Пока что нам только продемонстрировали гнев монарха, причину которого чуть позже разъяснят на федеральных каналах.

В Кремле сейчас раздумывают не о том, что делать, а о том, как это объяснить. Внешних врагов уже недостаточно, их по полной использовали два года назад [2]. Скорее всего, сейчас назначат внутренних "предателей", а затем начнут оптимизацию бюджетных расходов под видом "реформ".

В Кремле размышляют о сроках и персоналиях. Отголоски доходят к нам в виде слухов оракула Валерия Соловья о досрочных выборах и поиске приемника на пост президента [3]. Нужно "найти" виновного в той ситуации, которая сложилась сейчас. Одного Улюкаева может не хватить. Нужно решить, кто станет знаменем новых "реформ" и виновником ситуации, которая сложится после их окончания.

Нужно определиться со сроками "выборов" нового президента. До 2018 года резервов может не хватить. К тому же, важна не сумма резервов, а баланс между резервами и долгами, который сейчас в отрицательной зоне (рис. 6). Кроме того, ликвидность оставшихся резервов стараниями правительства и ЦБ вызывает сомнения [4, 5].

Пока что из утечек, которые озвучил профессор Валерий Соловей, в Кремле зондируют общественную реакцию на следующий ориентировочный сценарий.

"Враги народа" - Улюкаев & Co.
"Реформаторы" - президент Медведев и новый экономический блок - Кудрин сотоварищи. Они же ответственные за все трудности на пути "реформ".
"Администраторы" - Кириенко, Володин.
"Серый кардинал" - секретарь Госсовета Путин В.В.
"Выборы" - начало 2017 года.

Что нам по факту озвучат, пока не понятно, но на обсуждение запускают именно такую версию "реформ". Сами реформы вряд ли окажутся успешными при существующем уровне политической конкуренции и огосударствления экономики. Улюкаев, возможно, где-то ляпнул что-то похожее и эту информацию донесли до президента.

В базовом сценарии, после окончания "реформ", на очередные президентские выборы может быть снова выдвинут Владимир Путин. Народ будет просить его выгнать из правительства "либерастов" и повторить чудо нулевых. Либо не выгнать, а возглавить, в зависимости от успешности реформ.

В любом случае, законсервировать текущую экономическую ситуацию не получится. Следующий год имеет все шансы стать годом управляемой политической турбулентности с новым правительством и, возможно, новым президентом. И даже новым главой государства, помимо президента. Такой сценарий тоже озвучивали.

Ссылки:
1. http://minfin.ru/ru/statistics/fedbud/
2. https://www.facebook.com/sn258/posts/1217049538307455
3. https://youtu.be/S1t8JSfZsMY
4. https://www.facebook.com/sn258/posts/1201355313210211
5. https://www.facebook.com/sn258/posts/1345101742168900

Юрий Христензен

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены