Дело об убийстве Немцова. Фото: Анатолий Жданов / Коммерсант
  • 25-11-2016 (11:27)

"Открытый, мудрый, работящий"

Дело об убийстве Немцова: Детализация звонков и слежка за политиком

update: 25-11-2016 (15:06)

В Московском окружном военном суде государственное обвинение продолжает представлять доказательства по делу об убийстве политика Бориса Немцова. На прошлом заседании перед присяжными выступила бывшая девушка одного из подсудимых, которая охарактеризовала Шадида Губашева как "доброго, мудрого и терпеливого". Его задержание она считает случайным стечением обстоятельств. Кроме того, прокуратура представила детализацию звонков обвиняемых, согласно которой они вели слежку за Немцовым.

По делу проходят пятеро — Заур Дадаев, Анзор и Шадид Губашевы, Темирлан Эскерханов, и Хамзат Бахаев. Шестой фигурант — Беслан Шаванов — погиб при задержании. По данным следствия, за Немцовым следили на автомобиле ZAZ Chance, в котором обнаружили следы подсудимых. Ключевой свидетель, бывшая домработница Зарина Исоева, опознала на видео Анзора Губашева и Шаванова, когда они занимались слежкой за политиком.

На последнем заседании, 24 ноября, c участием присяжных допросили бывшую девушку Шадида Губашева Ксению Штыркину. Девушка уверенно зашла в зал, переглянулась с Шадидом и подошла к трибуне.

— Знаете кого-то из подсудимых? — задал первый вопрос судья Юрий Житников.

По теме
Смотрите также
НОВОСТИ

— Троих: Анзора, Хамзата и Шадида. С Шадидом у меня были отношения.

— Двух других подсудимых знаете?

— Нет.

Во время допроса Шадид опустил голову и не смотрел в сторону свидетельницы. По ее словам, они познакомились в 2011 году в Козьино Московской области. В то время Шадид занимался грузоперевозками, примерно в 2013 году они начали встречаться. Подсудимый жил с братом в двухэтажном доме вместе с Бахаевым. На первом этаже жили Шадид и Анзор, на втором — Бахаев.

Штыркина рассказала, что это жилье они снимали около шести лет, время от времени к ним в дом приезжали гости, но свидетельница с ними не была знакома. Осенью 2014 года у Шадида был автомобиль БМВ темно-синего цвета, потом он поменял автомобиль на черный цвет той же модели. Как сказала свидетельница, машину Шадид купил в кредит, а справку с места работы оформил через на свою бывшую девушку.

Тогда же, по словам свидетеля, Анзор работал охранником магазина, а Бахаев трудился в компании, которая занималась телефонными коммуникациями.

— Шадид вам что-то рассказывал про Заура Дадаева? — спросил прокурор.

— Шадид рассказывал про Заура, что он его троюродный брат. Говорил, что он военный и жил в Чечне, — ответила Штыркина.

В январе-феврале 2015 года Шадид, продолжила свидетельница, жил в Козьино и периодически оставался в Москве на квартире у знакомых. У кого конкретно он останавливался, обвиняемый ей не говорил.

"27 февраля 2015 года был обычный рабочий день. Мы переписывались: как дела, что делаешь. Я не заостряла особо внимание, что он делал тогда", — рассказала Штыркина. В тот день она не видела Бахаева, Шадида и Анзора Губашевых.

Свидетельница вспомнила и 28 февраля. В тот день ближе к восьми вечера Шадид забрал ее с празднования дня рождения в Козьино и они поехали в Одинцово. А 1 марта поехали к друзьям в Химки, отметила свидетельница.

2 марта она уехала на работу, а Шадид — к себе домой в Козьино. В тот же день подсудимый написал Штыркиной, что улетает в Чечню навестить родных. "Мы ранее обсуждали его поездку, я знала, что он уедет", — добавила свидетель.

— Вам Шадид говорил, что он делал до своего отъезда и куда делся Анзор? — вопрос от прокуратуры.

— Он мне сказал, что провожал своего брата и он тоже улетел домой в Чечню. Он всегда был открытый, — так охарактеризовала Шадида свидетельница.

По ее словам, он не был подозрительным, порой оставался у нее дома. Следующим вопросы задал Шадид:

— Привет, — улыбнулся подсудимый.

— Привет, — в ответ улыбнулась Штыркина.

— Скажи, пожалуйста, когда тебе говорил, что брал кредит?

— Со мной ты это не обсуждал, потом узнала.

— Разве я тебе говорил, что моя мать живет в Чечне?

— Мне казалось, что это само собой, раз ты из Чечни.

–- Чечня и Ингушетия это разные вещи.

–- Сейчас узнала, что сестра в Чечне, а мама — в Ингушетии.

После допроса прокурор Мария Семененко зачитала показания Штыркиной, которые она давала во время предварительного следствия. Согласно протоколу, свидетельница охарактеризовала Шадида как "доброго, мудрого, терпеливого и работящего".

"Уважаемые присяжные, это личная характеристика, которая не относится к обстоятельствам дела. Свидетель хорошо отзывается и считает, что на скамье подсудимых сидят лучшие люди", — съязвила Семененко.

Адвокаты не выдержали, потребовали сделать замечание прокурору, началась перепалка. Присяжных попросили выйти из зала. Прокурор напомнила, как на одном из заседаний присяжных пыталась снять на камеру правозащитница из Чечни Хеда Саратова. Позже выяснилось, что один из свидетелей обвинения пропал и не выходит на связь.

— У нас неслучайно свидетели пропадают перед заседанием! А еще вчера присяжных пыталась снимать некая Саратова, которую привел адвокат Садаханов! — возмутилась Семененко.

— Мы уже подали по этому факту необоснованной агрессии жалобу в Генпрокуратуру и сейчас уже идет проверка! — заявил адвокат Бахаева Заурбек Садаханов.

— Я вас по-человечески прошу, читайте все, что там написано без ваших оценок! Давайте вести себя прилично, — попросил адвокат Дадаева Марк Каверзин. Он потребовал, чтобы судья сделал отдельное объявление присяжным и опроверг заявление прокурора.

— Тут присяжным сказали, что это мы, адвокаты, снимали присяжных! А тут пресса, они все это выкинут в Интернет! Нужно сказать им, чтобы они это правильно восприняли, — продолжил еще один адвокат Дадаева Шамсудин Цакаев.

— Безопасность присяжных — очень важная вещь. Это будет обеспечено. Отдельное объявление делать об этом не буду. Это может достигнуть обратного эффекта, — заключил судья. — Пресса напишет, что вы не ничего снимали, присяжные прочтут и все поймут.

В зале засмеялись. Заседание продолжилось, и присяжные вернулись на свои места.
Семененко зачитала показания свидетеля Штыркиной. На допросе она сказала, что 27 февраля она не виделась с Шадидом, но они созванивались, задержание Шадида она считает "случайным и необъяснимым обстоятельством".

Затем гособвинение перешло к письменным доказательствам. Семененко показала присяжным протокол обыска, согласно которому 7 марта, после задержания, в доме Губашевых в Малгобеке в Ингушетии были изъяты три мобильных телефона. Один из них принадлежал Шадиду Губашеву, в телефонной книге обнаружили контакт "Беслан Алхаз" (телефон Шаванова), "Анзор брат" (Губашев) и контакт Ксении Штыркиной, записанный как "Ксюша". На другом телефоне Анзора номер Шадида записан просто как "брат".

Прокуроры показывают присяжным детализацию разговоров Шадида Губашева.

"Нас интересует один момент, где находился Шадид 29 октября 2014 года. В 15:17 он находился в Истринском районе резиденции Бенилюкс. Именно там находился загородный дом, в котором проживал Немцов", — отметила Семененко.

Затем, по данным детализации, Шадид совершал звонки в этом районе 31 октября 2014 года в 15:14, потом 5 ноября в 15:45.

Далее исследуют детализацию звонков с телефона Шадида за 26 февраля 2015 года. В 12:52 он находился в аэропорту Внуково, связывался с Шавановым и Дадаевым, там совершал звонки до 13:37, дальше поехал в сторону Мичуринского проспекта на Нежинскую улицу в бар "Цинк", где часто бывали подсудимые.

Дальше присяжным представили детализацию звонков Бахаева, согласно которой 26 февраля 2015 года в 16:51 и 21:28 подсудимый находился на улицу Ивана Франко, д. 38. В тот же день на этой улице зафиксирован ZAZ Chance, на котором, как полагает обвинение, следили за Немцовым. Затем 1 марта в 18:22 Бахаев совершил звонок в районе железнодорожной станции Внуково (тогда из аэропорта улетели Дадаев и еще один фигурант дела Руслан Геремеев).

Кроме этого, прокуратура представила секретный номер Анзора Губашева, которым он пользовался только неделю перед убийством и связывался только с одним абонентом. Этот телефон Семененко назвала "боевым". Включали его только в дневное время, с 14 до 20 часов.

Этот номер Анзора был зафиксирован в течение одной недели в районе дома и работы Немцова — на Пятницкой, Татарской, Раушской набережной и Овчинниковом переулке. 22 февраля этот номер внезапно появляется на улице Ивана Франко. Именно в том месте, где часто бывает Бахаев. В день убийства абоненты связываются в 17:42 на Пятницкой, а в 21:52 — на Раушской набережной, вблизи Большого Москворецкого моста. На этом оглашение материалов закончили, продолжение 29 ноября.

Андрей Карев

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
  • 06-12-2022 (11:33)

Вторжение России в Украину: главное за 6 декабря