8 декабря - серебряный юбилей независимости 8 наций бывшего СССР.

Балтийские государства были признаны независимыми Госсветом СССР 6 сентября 1991 года, Грузия и Армения провозгласили выход из СССР ранее, а Украина подтвердила свое августовское решение о независимости на референдуме 1 декабря.
Единственная страна, покрытая трауром по поводу своей независимости - это Эрэфия. Поэтому я не причисляю ее к нациям, обретшим независимость.

Либеральная утопия европейского национального государства - "Соединённые штаты России" - захлебнулась в крови двух чеченских войн. Эрэфия решила считать себя обкорнанной империей и, охваченная имперским реваншизмом, развязала против Грузии, Украины и Запада "гибридную войну".

Это день я запомнил его обыденностью. Как представитель одной маленькой, но гордой партии (конституционно-демократической), подписавшей, наряду почти со всеми другими партиями в ноябре заявление в поддержку ельцинских (гайдаровских) реформ, я был на совещании в Белом доме. Там из радиоприемника узнал о Беловежских соглашениях. Но никто особо не реагировал - еще одно заявление глав республик в череде других.

По дороге домой позвонил из автомата Новодворской.
Так, мол и так, Валерия Ильинична, Ваша молитва дошла - СССР распался. Она сразу сбила мою восторженность и строго спросила: разделены ли армии? Я вспомнил, что говорили про общее командование и общего командующего Шапошникова. Значит - все сохранилось, - сказала создательница легендарного "Демсоюза", - Женя, они нас опять хотят обмануть...

СССР должен был развалиться неминуемо, и не потому что распадаются все империи, но именно из-за специфики Союза. СССР не был ни заморской империей, как страны Западной Европы и несколько десятилетий США, ни континентальной империей, складывающейся в рамках локальной цивилизации, вроде Священной Римской империи (потом Империи Габсбургов), Индии, Китая, Персии или Блестящей Порты. СССР был мессианской квазирелигиозной империей по типу арабского Халифата, возникшего в 7 веке. Благодаря мессианской коммунистической идее СССР далеко вышел за пределы русской локальной (суб)цивилизации. Точно также, как Халифат далеко вышел за пределы Аравии и даже земель Благодатного Полумесяца.

Но к 1991 году население СССР, условно говоря, стало "атеистами" и державу не соединяло ничего, кроме привычки и угрозы карательных репрессалий. После краха ГКЧП ушел и страх перед государством, что продемонстрировало, с какой легкостью ополчение первого президента Чеченской республики Джохара Дудуева разоружило в ноябре 1991 года десант внутренних войск МВД РСФСР.

Когда была прекращена первая Холодная война, а нехватка всего окончательно добила оба главных советских мифа, сменивших коммунистический проект - об угрозе НАТО и о большей социальной защищенности при социализме, никаких рациональных доводов в пользу сохранения СССР не было. Кроме одного - возможности получение от РСФСР почти бесплатного сырья и энергоносителей. Но суверенитет РСФСР, объявленный 12 июня 1990 года и война законов с союзным центром эти экономические преимущества перечеркнули. Кстати, зимой 1992 года россияне очень радовались, что сбросили со своей шеи 100 млн., как они считали, нахлебников.
Судьба соотечественников в новых государствах, тут ставших париями, их не волновала совершенно (как и сегодня).

Можно спросить, почему вполне сохранилась не менее этнически разнородная Индия. Но индийская культура и индостанская цивилизация не просто значительно древнее, богаче и гибче русской, ей легче ассимилировать, индийская цивилизация не имела рядом культурно более сильную цивилизацию, а Россия/СССР граничила с Западом. Мусульмане же СССР имели рядом центры ислама. В Индии очень распространен английский, и поэтому народы Индостана могут через общеиндийскую англоязычную субкультуру приобщаться к мировым культурным центрам.
Русская культура уже полвека как стала стремительно утрачивать роль единственного канала для народов СССР их выхода в мировую культуру.

Ведь, что поразительно: в Вене как-то мгновенно осознали, что Будапешт, Прага и Загреб - не Австрия; и в Истамбуле (а потом в Анкаре) естественно восприняли, что Дамаск, Багдад, Каир, Афины и София - это совсем не Турция.
А в Москве все еще считают, что можно как-то было историю переиграть, и владеть Киевом, Ригой, Баку и Ташкентом по сей день, а лучше вечно...

Уполовинившись 25 лет назад, Московская империи вдруг спохватилась и судорожно стала искать новые способы мессианской легитимации.
Поскольку никакого Светлого будущего придумать не смогли, а бредни про особую православно-славянскую духовность в 2016 году - в отличие даже от прошлого года - вообще почти никого не впечатляют, то придумали Светлое прошлое и сейчас вовсю воюют с его "фальсификаторами", объявив это чуть ли не основной задачей делом государства, и выдумывая какие-то особые "скрепы". А вся "фальсификация" - это утверждение, что империя царей и генсеков и вела себя, как и положено империям.

Вот и вся Главная <Секретная> Имперская правда - она обычная европеизированная континентальная империя, почти всю свою историю культурно глухо-провинциальная (кроме двух десятилетий после 1907 года), как правило, очень авторитарная и весьма милитаризованная (только со времен Егора Гайдара Россия перестала существовать для армии - сейчас она от нее скорее откупается).

***
Приложение

"Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года

Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР), Украина как государства - учредители Союза ССР, подписавшие Союзный Договор 1922 года, далее именуемые Высокими Договаривающимися Сторонами, констатируем, что Союз ССР, как субъект международного права и геополитическая реальность, прекращает свое существование.
Основываясь на исторической общности наших народов и сложившихся между ними связях, учитывая двусторонние договоры, заключенные между Высокими Договаривающимися Сторонами,
стремясь построить демократические правовые государства,
намереваясь развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы, экономических или любых других методов давления, урегулирования спорных проблем согласительными средствами, других общепризнанных принципов и норм международного права,
считая, что дальнейшее развитие и укрепление отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества между нашими государствами отвечают коренным национальным интересам их народов и служат делу мира и безопасности,
подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, Хельсинкского Заключительного акта и других документов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе,
обязуясь соблюдать общепризнанные международные нормы о правах человека и народов, договорились о нижеследующем:

Статья 1
Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств.

Статья 2
Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют своим гражданам независимо от их национальности или иных различий равные права и свободы. Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует гражданам других Сторон, а также лицам без гражданства, проживающим на ее территории, независимо от их национальной принадлежности или иных различий гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными международными нормами о правах человека.

Статья 3
Высокие Договаривающиеся Стороны, желая способствовать выражению, сохранению и развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности населяющих их территории национальных меньшинств и сложившихся уникальных этнокультурных регионов, берут их под свою защиту.

Статья 4
Высокие Договаривающиеся Стороны будут развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену, добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства. Стороны считают необходимым заключить соглашения о сотрудничестве в указанных областях.

Статья 5
Высокие Договаривающиеся Стороны признают и уважают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества. Они гарантируют открытость границ, свободу передвижения граждан и передачи информации в рамках Содружества.

Статья 6
Государства - члены Содружества будут сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов. Они стремятся к ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем. Стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерной зоны и нейтрального государства. Государства - члены Содружества будут сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием, порядок осуществления которого регулируется специальным соглашением. Они также совместно гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил. Стороны обязуются проводить согласованную политику по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей.

Статья 7
Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что к сфере их совместной деятельности, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества, относятся: - координация внешнеполитической деятельности; - сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики; - сотрудничество в развитии систем транспорта и связи; - сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности; - вопросы миграционной политики; - борьба с организованной преступностью.

Статья 8
Стороны осознают планетарный характер Чернобыльской катастрофы и обязуются объединять и координировать свои усилия по минимизации и преодолению ее последствий. Они договорились заключить в этих целях специальное соглашение, учитывающее тяжесть последствий катастрофы.

Статья 9
Споры относительно толкования и применения норм настоящего Соглашения подлежат разрешению путем переговоров между соответствующими органами, а при необходимости - на уровне глав Правительств и Государств.

Статья 10

Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон оставляет за собой право приостановить действия настоящего Соглашения или отдельных его статей, уведомив об этом участников Соглашения за год. Положения настоящего Соглашения могут быть дополнены или изменены по взаимному согласию Высоких Договаривающихся Сторон.

Статья 11

С момента подписания настоящего Соглашения на территориях подписавших его государств не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего Союза ССР.

Статья 12
Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР.

Статья 13
Настоящее Соглашение не затрагивает обязательств Высоких Договаривающихся Сторон в отношении третьих государств. Настоящее соглашение открыто для присоединения всех государств - членов бывшего Союза ССР, а также для иных государств, разделяющих цели и принципы настоящего Соглашения.

Статья 14
Официальным местопребыванием координирующих органов содружества является город Минск. Деятельность органов бывшего Союза ССР на территориях государств - членов Содружества прекращается.
Совершено в городе Минске 8 декабря 1991 года в трех экземплярах, каждый на белорусском, русском и украинском языках, причем три текста имеют одинаковую силу.

За Республику Беларусь За РСФСР За Украину
С.ШУШКЕВИЧ Б.ЕЛЬЦИН Л.КРАВЧУК
В.КЕБИЧ Г.БУРБУЛИС В.ФОКИН"

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены