Я совершенно согласен с Сергеем Кавтарадзе, который очень точно увидел и сформулировал проблему. Эта проблема, как я его понял, заключается в том, что с передачей Исаакия в пользование РПЦ все его экскурсанты (в т.ч. православные верующие, посещающие Исаакий для его осмотра, а не для участия в церковной службе) будут чувствовать себя в Исаакии "как в гостях", неловко или так, как в любой действующей церкви чувствует себя человек, который пришел не молиться, а посмотреть интерьеры и т.д.

Религиозный статус пространства, мы все — и верующие и неверующие — все же воспринимаем как нечто особенное, как нечто приватное, частное, во всяком случае НЕ ОБЩЕЕ для всех граждан государства. Юридический музейный статус пространства Исаакииевского собора тем и важен, тем и хорош, что воспринимается всеми гражданами как всеобщий, нейтральный. Статус совершенно одинаковый и для верующих и для неверующих. Музейное пространство — это, прежде всего, пространство с определенным всеобщим культурным и государственным (у многих музеев) и только "в пятнадцатую" очередь, если это музей-храм, религиозным статусом. То, что РПЦ и власти хотят государственный, музейный и нейтральный статус помещения Исаакия изменить на статус церковного помещения для церковной службы с функциями музея, т.е. сделать статус этого помещения более частным, более приватным, более ограниченным, и стало причиной (как об этом пишет Сергей Кавтарадзе) протестов граждан и возмущения питерцев и жителей других городов.

Поэтому за музейный государственный статус Исаакиевского собора действительно стоит бороться! Исаакий действительно принадлежит всем, всем гражданам страны — безотносительно к тому, кто из нас русский, татарин, еврей и т.д., кто верующий, а кто нет.

Почти два с лишним миллиона посетителей приходят в Исаакий не на церковную службу, а чтобы осмотреть его интерьеры и побыть в его грандиозном пространстве. И потому Исаакий должен остаться в ведении государства в религиозно нейтральном статусе государственного Музея, в котором церковные службы должны проходить в значительно меньшем количестве, чем в обычной церкви.

Все посетители Исаакия, которые идут в него не молиться, должны иметь возможность чувствовать пространство, в котором они находится, это "всеобщее", принадлежащее всем гражданам страны пространство выдающегося памятника архитектуры и церковной культуры, имеющего всеобщий и нейтральный статус государственного музейного учреждения.

Юрий Самодуров

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter