Чем мы кормимся? Тем, что многие годы валютная выручка от экспорта товаров превышает импорт. Больше 50% экспорта (а раньше до 65-66%) – нефть, газ, нефтепродукты. В 2016 году всё упало. По оценке, положительное сальдо торгового баланса составит, по оценке, 80 - 85 млрд. долл. Это примерно 42 - 45% от 2014 г. По сумме мы возвращаемся в 2004 г. Тогда примерно так и было.

Что происходит дальше? Многие годы, всегда – одно и то же. У нас всегда импорт услуг (например, наши путешествия, поездки) превышает экспорт. В 2016 г. – в районе 20 - 25 млрд. долл. (по оценке)

Отнимаем – остается в районе 60 млрд. долл. А дальше и они начинают съедаться. Всегда наши выплаты доходов за границу (оплата труда, рента, доходы от инвестиций и т.п.) резко превышают получение доходов из-за границы. В 2016 г. это вычет, по оценке, еще в 35 - 40 млрд. долл.
После всех вычетов должно остаться то, что мы называем "сальдо текущего счета платежного баланса".

И в 2016 г. – рекорд! Минимум! Банк России оценил его в 22,2 млрд. долл.
Последний раз так было в 1999 г.

Можно ужасаться, можно терпеливо ждать, когда цены на нефть и газ полезут вверх, а можно задуматься – не пора ли менять экономическую политику.

Итак, от сальдо торгового баланса в 80 – 85 млрд. долл. осталось 22 млрд. долл.

А с ними что? Всегда одно и то же. Из год в год, третье десятилетие, эти деньги (положительное сальдо текущего счета торгового баланса) выводятся за границу – как вывоз капиталов.

В 2016 г. денег было мало. "Чистый отток частного капитала", по оценке Банка России, 15,4 млрд. долл.

Что сказать по поводу всего этого?
В 2016 г. у нас случилось все, как обычно. Заработали на товарах, а потом эти деньги – по самым разным каналам ушли за границу. Страна, вывозящая капиталы, вместо того, чтобы привлекать их на модернизацию.

Денег стало кратно меньше. Мы вернулись на рубеж 2000-х гг. Можем вдруг оказаться с отрицательным сальдо экспорта – импорта товаров. Так может случиться при тяжелом рубле, курс которого держится на притоке спекулятивных денег в операции "кэрри-трейд" (много об этом писали).

Тем, что вывоз капиталов стал кратно меньше, гордиться особенно нечем. Денег меньше, ресурсов меньше. Станет вдруг больше – машина по вывозу заработает снова.

Жизнь, как всегда. Мы можем биться, сомневаться, бороться за правильную политику, сталкиваться лбами, а жизнь идет своим чередом – заработал, что-то оставил на месте, вывез.

Яков Миркин

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены