Интересная культурная коллизия "позднепутинской" Москвы, неимоверно напоминающая бытование официальной советской культуры при Брежневе.

Федор Бондарчук снимает коммерческое кино а-ля "голливуд", ориентируясь на лидерство в прокате. Снимает на госгранты, проходит через все "худсоветы" (как и положено). При этом его кино всякий раз содержит какую-то "фигу в кармане" в отношении власти. Однако эта фига так оформлена, что носит характер "общего гуманизма" и учитывает потребности внеклассного воспитания школьников в духе "социалистической законности".

В "Обитаемом острове" какие-то телебашни облучают население (а-ля кремлевские федеральные каналы). В "Притяжении" весь сюжет построен на том, что подростки реагируют на "инопланетян" в духе "движения против нелегальной иммиграции". Поэтому Шавловский пишет в Colte, что фильм - отчетливо антифашистский. Что и подтверждает Е.Холмогоров (профессиональный "русский патриот"), обрушиваясь на фильм Бондарчука за то, что людей, защищающих "свое родное Чертаново" от прибывших из космоса киргизов, Бондарчук изображает "варварами, дикарями и кончеными дегенератами".

Таким образом, Ф.Бондарчук (если смотреть в длинной исторической оптике), снимая совершенно лояльные фильмы, встроенные в систему массового проката и даже явно имеющие воспитательный характер, имеет все шансы выйти из периода путинизма ровно так же, как это сделали многие советские режиссеры. У него на руках окажется целая собственная история "сопротивления режиму на эзоповом языке"...

И получится, примерно, как, допустим, с диссидентом Григорьянцем и театральным режиссером Марком Захаровым. Конформист Захаров окажется на переходе лидером культурного сопротивления, имеющим за спиной целый арсенал как бы "критикующих систему постановок", а Григорьянц окажется "скучным антисоветским догматиком"...

Александр Морозов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены