Что касается Исаакиевского собора, представляющаяся многим хорошим людям естественной и желательной передача его РПЦ и нахождение его в ведении РПЦ только усугубит существующие в российском обществе и государстве серьезные политические и моральные проблемы. Поэтому и не следует передавать Исаакий РПЦ. Я писал об этих проблемах в статьях : "Почему я против планируемой передачи РПЦ Исаакиевского собора", "О статусе Исаакиевского собора", и "Статус Исаакиевского собора как фактор самоопределения политического режима в России". Все они опубликованы в моем блоге на "Эхе Москвы", на Каспаров.Ru и стоят на моей ленте в Фейсбуке, и все желающие могут с ними познакомиться.

Что касается передачи всех других православных храмов РПЦ, я, как и сторонники передачи ей Исаакия, думаю, что все существующие в России православные храмы, кроме Исаакиевского собора и кроме храмов не принадлежащих РПЦ — имею в виду церковные здания построенные или принадлежавшие общинам "суздальцев", старообрядцев, униатов и других, — должны находиться в ведении РПЦ. К сожалению, РПЦ не всегда хочет и не всегда добивается ремонта разрушенных в нашей стране при советской власти православных церквей, оставляя их заброшенными.

Речь, конечно, не может также идти о передаче РПЦ тех православных храмов, росписи и элементы интерьера которых являются памятниками культуры национального и международного значения и которые будут быстро безвозвратно утрачены в случае проведения в этих храмах церковных служб. Пример — Церковь Рождества Богоматери в Ферапонтовом монастыре с росписями Дионисия, ряд храмов в Новгороде и т.д.

В России, конечно, исторически и культурно должна существовать православная церковь. Но российская православная церковь не должна стремиться к идеологическому лидерству в обществе, не должна быть пышной, ее иерархи должны быть скромными и она не должна быть материально богатой и материально зависимой от государства.

Юрий Самодуров

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter