На самом деле, мост через Керченский пролив уже строили. И отнюдь не немецкие оккупанты, как думают некоторые, а самые что ни на есть железнодорожные войска Красной Армии вперемешку с тружениками ГУЛАГа. Немцы построили канатную дорогу через пролив в 1943 году, доставлявшую до 1 тыс тонн строительных и военных грузов ежедневно.

Гитлер планировал строить мост в Немецком Крыму после победы над большевизмом. На полуостров начали завозить строительные материалы, но ограничились более практичной канатной дорогой. Советская авиация заметила необычную активность в районе строительства, но бомбить склады Сталин запретил, так как. планировал построить мост в Советский Крым после победы над фашизмом.

Апрель 1944 г. Установка первого металлического пролета на западном берегу

25 января 1944 года был отдан соответствующий приказ и начато проектирование мостового перехода и первые строительные работы на восточном подходе со стороны Кавказа. Были изучены геология и сведения о ледоходах в проливе за несколько десятков лет. В результате, проектировщики выбрали вариант строительства от косы Чушка к поселку Опасная, севернее Керчи. 11 апреля 1944 года была освобождена Керчь, а уже 24 апреля забита первая свая моста со стороны Крыма. Мост состоял из 115 пролетов и имел общую длину 4,5 километра. Одновременно сооружались железнодорожные подходы к мосту, как с востока, так и с запада. В ноябре 1944 г. по мосту прошел первый рабочий поезд.

3 ноября 1944 г. Проход первого рабочего поезда по мосту

Строительство велось ударными темпами, количество рабочих достигало 10 тыс человек и первое движение по мосту было открыто к 27-й годовщине Октябрьской революции. За это время забили 2000 деревянных и 2341 металлических свай, изготовили и смонтировали около 15 тыс. тонн металлических конструкций, уложили более 5 тыс. кубометров бетона, отсыпали 35 тыс. кубометров каменных дамб и 400 тыс. кубометров земляного полотна, построили 21 малое искусственное сооружение, уложили 69 км путей и более 40 тыс. кубометров балласта, построили линию связи с суммарной протяженностью 438 км. При этом были выполнены только основные работы, необходимые для запуска движения по мосту. Строительство ледорезов и прочие вспомогательные работы продолжались еще полгода и так и не были закончены за время существования моста.

Схема монтажа разводных пролетов


Судя по количеству свай под опорами моста, строители основательно подошли к поставленной задаче. Мост являлся частью важного правительственного проекта. 11 февраля 1945 года по нему прошел поезд с советской делегацией, возвращавшейся с Ялтинской конференции. Для обеспечения безопасности этого поезда только в Крыму органы контрразведки провели 287 облав в поездах, на вокзалах и пристанционных посёлках и проверили 67 267 человек. Понимая меру ответственности, строители и проектировщики сделали все, чтобы бы мост пережил суровые зимние условия в Керченском проливе.

26 декабря 1944 года мост выдержал 15-дневный шторм и ветер от 7 до 10 баллов. Элементы моста обледенели, воду перебрасывало через эстакаду. При этом строители продолжали работы по дооборудованию моста. Будь та зима помягче, все могло бы обойтись. Но случилось то, что случилось. 18-20 февраля 1945 года, через неделю после проезда правительственной делегации, ледяные поля под действием ветра и течения начали двигаться на мост со стороны Азовского моря. Несмотря на широкие мероприятия по ледоборьбе, обстрел из орудий ледяных полей с берегов, бомбежку льда с самолетов и бросание на лед с опор специальными командами толовых пакетов, катастрофа оказалась неизбежной. 18 февраля 1945 года разрушились 32 опоры. К 20 февраля было повреждено уже 42 опоры. Таким образом, мост действовал чуть более трех месяцев.

Сегодня от первого Керченского моста мало что осталось. Сложно сказать, что было тому причиной. Спешка к важной советской дате, погодные условия, сложная геология, подчинение практической целесообразности геополитическим интересам или мотивация работников за страх, а не за совесть. Нельзя сказать, чтобы у советских строителей не было опыта. За период с 1946 года по 1950 год, железнодорожными войсками было построено или капитально восстановлено 2632 мостов, часть из которых действуют по сей день. Скорее всего, в случае с Керченским мостом совпал целый ряд негативных факторов, сумма которых привела к катастрофе.

Современный Керченский мост имеет большую длину и кроме железнодорожного полотна содержит транспортный путепровод. При строительстве используются современные материалы и технологии. Проектированием моста и геологоразведкой, судя по интервью со старшим научным сотрудником Института водных проблем РАН, занимаются зарубежные специалисты. Скорее всего, это китайские эксперты. Будем надеяться, что о них есть опыт проектирования мостов в сложных ледовых условиях. И что хотя бы часть ошибок, характерных для первого моста, не повторится при строительстве второго.

 

 

Юрий Христензен

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены