Хорошо, что в России фактически все федеральное телевидение принадлежит государству, а Россия-1 это официально государственный телеканал. Так что весь ад, который из него извергается, нельзя считать частным мнением. В значительной степени это, если и не официальная государственная точка зрения, то, как минимум, позиция, одобряемая государством. Соотношение того, о чем думают и говорят в Кремле и того, что звучит из уст главных спикеров гостелеканалов сводится к формуле: что у путинских на уме, то у соловьевских на языке.

В программе "Вечер" от 07.03.17 обсуждали иск Украины против России в международном суде ООН, в котором Украина обвинила Россию в нарушении конвенций по противодействию финансирования международного терроризма и противодействию расовой дискриминации.

Соловьев изначально был нацелен на крайне ёрническое отношение к самому этому суду как институту международного права. Постоянно отпускал реплики, вроде: "зачем нам вообще участвовать?", "нам это решение суда вообще не интересно", "надо было Ж. назначить общественным защитником". Эта тональность и эти настроения, безусловно, доминируют сегодня в Кремле. Соловьев просто  вербализует их в своем фирменном фиглярском стиле, придавая всему происходящему характер шутовства и полного абсурда.

Ж. на сей раз был презентован как "заслуженный юрист России" и по этому случаю усиленно надувал щеки и принимал важный вид. "Уже сегодня мы можем заявить, что Россия отказывается участвовать в этом суде!", - сообщил Ж. – "У нас нет спора с Украиной. И надо заявить: кто с вами спорит, Украина?". После чего заслуженный юрист России объяснил, каким будет решение международного суда. "Международный суд отказывает Украине…", - начал Ж., но нетерпеливый Соловьев прервал его радостным восклицанием: "Потому, что не считает вас государством, а Порошенко – президентом!".

Тут в дискуссию включился декан Третьяков, который принялся критиковать российскую дипломатию. Причиной такого вольтерьянства декана Третьякова стало то, что российская дипломатия, по его мнению, излишне лояльна по отношению к международному праву и его институтам. "Вся эта мировая правовая система – она противоречива!", - уличил декан Третьяков. И немедленно приговорил: "Нужно рубить этот гордиев узел!". После чего перешел непосредственно к уничтожению международного суда ООН в Гааге. "Кто-нибудь из судей этого суда был в Крыму?", - гневно вопросил декан Третьяков. – "Кто-нибудь из судей этого суда может отличить крымского татарина от казанского татарина?". И, поскольку ни один судья из Гааги в данный момент в студии не присутствовал, и, следовательно, не мог ответить на обвинения, суровый декан огласил окончательный вердикт: "Я априори не доверяю этому суду!".

Напомню, что это тот самый декан Третьяков, который на минувшей неделе в момент записи передачи на другом канале, ТВЦ, объявил, что немки мечтают, чтобы их изнасиловали русские солдаты. Трудно представить, что какие-либо слова окажутся слишком мерзкими для российского телевизора, но декан Третьяков сумел найти именно такие слова, и их из эфира вырезали. Оппоненты рассказали об этой третьяковской мерзости в социальных сетях, после чего многие с интересом стали ждать, будут ли декана Третьякова после этого пускать в телевизор. Напрасно беспокоились: не только пускают, но и усиленно зовут, и еще более настойчиво, чем раньше.

И декан Третьяков, хоть в этот раз про немок ничего не сказал, но в целом оправдал надежды хозяев эфира. Во-первых, он дал достойную отповедь европейским странам, из которых исходит критика российской политики. "Каждый чижик прибалтийский судит Россию", - метко заметил Третьяков, и это замечание пришлось по душе публике. По отношению к российской власти декан Третьяков был тоже строг, причем счет ей предъявлял от имени народа. "Претензии наших избирателей", - объявил декан – "в том, что вы признали Порошенко законным президентом!". И продолжил: "По Киеву и Одессе ходят эсэсовцы. Где иск России в международный суд ООН?!".

Тут Соловьев сообразил, что самое время повысить градус и воскликнул: "Может быть жестко им напомнить? Арестовать Порошенко в зале суда? Нет, нельзя?".

С идеей арестовать Порошенко были согласны в студии Соловьева практически все, причем, большинству было все равно, произойдет счастливое событие в зале суда, или за его пределами. Развилка - в способах приближения этого чудесного мгновения. Соловьев явно полагает, что для этого надо надеть на себя френч а-ля Сталин и, скверно пародируя грузинский акцент, приказать, чтобы нациста Порошенко немедленно арестовали, а если не послушаются, то взять танковой атакой Киев. В мире соловьевых, третьяковых, сатановских и прочих багдасаровых, как и во времена Чингисхана все решает только сила, а дипломатия служит исключительно для того, чтобы либо напугать противника грозным рычанием, либо отвлечь его переговорами, а потом все равно решить вопрос силой в свою пользу.

Этот образ мира укоренен в головах всех сторонников Путина, но те, кто так или иначе связан с дипломатией, стремятся немножко повысить ее статус, не сводить его к простому прикрытию силовых решений. В студии Соловьева такую позицию последовательно занимал депутат Железняк, который пытался убедить собеседников в необходимости использовать трибуну международных организаций для обличения преступлений киевской власти.

Учитывая статус Железняка – все-таки вице-спикер Госдумы от "Единой России" - его критиковали не слишком жестко, но большинство "экспертов" его позицию не разделяло. Изумительную гибкость мышления продемонстрировал в очередной раз политолог Михеев, который в одном выступлении всякий раз умудряется соединить две несоединимые позиции.

Сначала политолог Михеев потребовал, чтобы Россия активизировала свои действия в международных организациях и в частности добивалась международного расследования по Крыму и Украине. "Надо, чтобы в Крым, в "ДНР" и "ЛНР" приезжали чиновники ООН, и тем самым, легитимизировали Крым, "ДНР" и "ЛНР", - заявил политолог Михеев. После чего, не переводя дыхания, продолжил свою речь, при этом, говоря нечто совершенно противоположное. "С этими международными инстанциями надо завязывать", - сообщил политолог Михеев. – "Они поддерживают концепцию глобализации. А она разрушает суверенитет. Это атавизм 90-х. Его надо рубить". Зарубив "атавизм 90-х" в российской дипломатии, политолог Михеев вернулся к Украине и объяснил, что с ней надо сделать. "Я считаю, что заигрывать с Украиной – неприемлемо", - заметил политолог. Я успел подумать, что если то, что Россия делает по отношению к Украине, это "заигрывание", то как выглядит насилие. А политолог Михеев тем временем уже объяснял, как Россия должна себя вести по отношению к соседней стране: "Мы заявляем, что там нацистский режим, а сами его поддерживаем инвестициями. Надо это прекратить!".

Несколько слов об украинских участниках подобных передач, поскольку без этих "экспертов" Соловьев не смог бы поддерживать необходимый градус кипения. Об одном из них, Вячеславе Ковтуне, одобрительно и довольно точно сказал в этой передаче Ж.: "Слава хороший, он – ласковый теленок, который двух маток сосет. И Киев ему платит и Москва". За что "эксперту" Ковтуну может платить Киев, не вполне понятно, а вот деньги, которые ему, по всей вероятности, платит Москва, "эксперт" Ковтун отрабатывает сполна. Поскольку мало кто так успешно и так долго сможет изображать подставного "украинца для битья", так бездарно защищать позицию официального Киева и так счастливо улыбаться, когда поливают грязью его самого и его страну,  как это делает "политолог" Ковтун.

Другой типаж "украинского эксперта" в данной передаче представлял Владимир Олейник, бывший депутат Рады, находящийся в розыске в Украине, а потому живущий в Москве. Таких "украинских политиков", создающих в Москве "комитеты спасения Украины" немало живет в студиях российских телеканалов и их риторика довольно точно воспроизводит ту, что почти 90 лет назад описали Ильф и Петров в "Двенадцати стульях" в главе о "Союзе меча и орала".

Владимир Олейник, подобно Кисе Воробьянинову надувал щеки, но в отличие от своего прототипа, выступал не в роли "титана мысли и особы, приближенной  к императору", а заявил, что он, как и Ж. тоже заслуженный юрист, только не России, а Украины. И с опорой на свой высокий юридический статус Олейник заявил, что "в Украине – шоколадно-коричневый террор", а посему следует немедленно "признать Украину – террористическим государством".

Олейник не исключение. Практически все, что происходит на этих шоу, было описано много лет назад не только Ильфом и Петровым, но и Гоголем и Салтыковым-Щедриным. Проблема в том, что то, о чем говорят эти комедианты в телевизоре, в Кремле пытаются воплотить в жизнь люди, у которых в руках есть ядерное оружие. И это уже совсем не смешно.

Игорь Александрович Яковенко

Blogspot.ru

! Орфография и стилистика автора сохранены