Вчера пришлось поездить по городу в дневное время. Ездила в трамваях, поэтому взяла с собой чтение, чтоб скоротать время поездок. Почитать особо не удалось, потому что то и дело в трамвай заходили люди, которые так громко разговаривали, что невозможно было прочесть ни строчки. То есть людей в трамваях было много, но постоянно появлялись некие громогласные и привлекали внимание.

Вначале мне пришлось выслушать беседу о пользе здорового питания для ума и красоты женщины. Женщина лет 50 советовала молодой девушке лет 22 питаться правильно, чтоб быть не только красивой, но и умной. Девушка сетовала в свою очередь, что никак не найдет работу, потому что уже больше месяца шлет резюме на разные вакансии, предложенные биржей труда, и все письма возвращаются обратно, потому что ей никак не удается правильно написать адрес на конверте.

Потом эти двое ушли, и другая громогласная женщина очень тревожилась о том, что поели на обед ее домочадцы и давала подробные инструкции, где стоит и обед, как его разогревать и вообще о жизни.

Все это было очень занимательно, но мне хотелось читать свою книжку. И я очень сердилась, что вынуждена подслушивать эти подробности чужой жизни. И подслушивать стыдно, и не особо хотелось и не деться никуда.

Так как по стечению обстоятельств все эти разговоры были на русском языке, я в крайней степени раздражения написала прямо из трамвая в своем фэйсбуке: "Когда едешь в трамвае днем, в рабочее время, то кажется, что в трамвае одни русские". Написала и написала. Кто-то посмеялся, а кто-то отреагировал довольно бурно: а ты что делала в трамвае? А сама ты не русская? Не надо сразу обобщать по национальностям!

Я подумала, с одной стороны фраза вышла двусмысленная, но с другой – в ней ничего конкретного не сказано. Сказано о том, что в дневное время кому-то показалось – то есть его субъективное мнение – что в трамвае преобладают соотечественники. И что из этого следует? Из этого может следовать, что русские – бездельники, не работают, а катаются днем на трамваях. Из этого в равной степени может следовать, что русские – молодцы, пользуются общественным транспортом, а не личными автомобилями, чем сознательно вносят свой вклад в экологию больших городов (в Германии это сейчас актуальная тема). И в такой же равной степени из этого высказывания может вообще ничего не следовать – высказала некая особа свое личное раздражение, да и все.

Почему мое высказывание так задело? Я нигде не сказала, что все русские бездельники и безработные. Я ничего не говорила о том, что русские в Германии не могут позволить себе передвигаться на личных автомобилях. Я даже ничего не сказала, почему я обратила внимание именно на русских в трамвае. Но о русских – или хорошо или ничего? Это так выражается любовь к родине? Или это такая национальная гордость?

Масса русских живет в Германии. Кто-то получает годами пособие по безработице, а кто-то занимает престижные должности в крупных фирмах. Есть очень простые люди, а есть рафинированная интеллигенция. Есть добропорядочные граждане, а есть криминальные элементы, именуемые местными "русской мафией". Всякие есть люди, как в любой другой национальности и это банальность.

Почему же эти люди, так остро воспринимающие любой намек на обобщение русских в негативном контексте, с такой легкостью обобщают евреев, черных, арабов? Почему фраза "да знаю я этих …, да все они такие" справедлива в представлении наших людей в отношении кого угодно кроме них самих?

Чтобы внести ясность: подобные фразы и обобщения не справедливы ни в каком отношении. Хочу понять, почему люди, так остро воспринимающие эту несправедливость в отношении себя, так охотно делают обобщения по отношению к другим?

Алина Плитман

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter