Я не хотел устраивать на страницах "Каспаров.Ru" перепалку, но ответ уважаемой госпожи Ирины Бирне настолько искажает реальную проблематику, поднятую мною, что требует ответа. Хотя во многом виноват я сам, недостаточно разъяснивший некоторые понятия. Например, я не стал даже кратно пересказывать теорию локальных цивилизаций, и столкнулся с необходимостью это сделать в ответе. "Сама себя раба бьёт, коль нечисто жнёт!" – тут народ прав полностью...

Локальная цивилизация (ЛЦ) – это автономный социокультурный мир, на которые делится человечество, хотя огромные пространства не имеют своих цивилизаций, например, вся Африка – за исключением исламского севера. ЛЦ делятся на материнские и дочерние.

Например, Европа – наследник Западноримской цивилизации и "метрополия" таких ЛЦ как Россия, Северная и Латинская Америки.

Я к этому перечню добавляю Израиль (до этого – евреев* Запада) и Южные Балканы (бывшая Югославия без Словении, Греция и Болгария)... Соответственно, при матери-Китае – "дочки" Корея, Япония и Вьетнам, а при матери-Индии – дочки Непал, Тибет, Камбоджа, Индонезия... Если воздействие двойное – получается – Индокитай. В данном случае – Россия – Византо-Германия. До Петра про Русь, начиная с 13 века уже можно было смело говорить "Северовизантийское царство".

Мировые религии и их церкви – маркеры локальных цивилизаций. Цивилизации "живут" только в людях, в их культурах, в менталитетах... Империя (континентальная, не заморская) и демократическая федерация с единой политической нацией (как США и Индия) – две формы политического единства локальной цивилизации. Две формы раздельного существования народов в рамках одной цивилизации – "феодальная" раздробленность и "кассета" наций – как Латинская Америка, Европа, Балканы, арабский мир.

Это означает, что тезис Ирины Бирны о том, что Россия не желает "скукожится" до ЛЦ – абсурден. ЛЦ – это качественная характеристика, и территориальные размеры и численность носителей ЛЦ не столь определяющие. Вполне автономные цивилизации Израиля, Кампучии, Тибета или Кореи тому примеры. Но и с другой стороны – при гипотетическом проносе красного знамени до Ла-Манша и Гибралтара (победи Тухачевский Пилсудского в 1920 или уговори Жуков Сталина в 1945), завоёванная территория осталась бы под властью только периферийной "дочки" Европы.

В писанной истории человечества нет примеров слияния цивилизационных "дочек" с "матерью". Даже при очень большом сближении существуют границы. Более того, эти границы выполняют функции "камер обскура" (отражают с перевёртыванием). Лучше всего это видно при переезде в Украину, которая долго была "лимитрофом" (цивилизационным буфером) между Европой и Россией. Украина, как часть Европы, обратно "перемагнитилась" из-под влияния Русской ЛЦ.

Вот пример с США. Восточное побережье – оплот демократов считается самой европеизированной частью страны. Однако, в противоположность Европе – альянсу этнических государств-наций, Восточное побережье – самое космополитическое по духу.

Другое дело, что существует соперничество ЛЦ за лимитрофы (т.н. конфликты цивилизаций) или их поглощение соседними цивилизационными центрами, в т.ч. путём раздела.

ЛЦ может перекодироваться в другую цивилизацию почти полностью, не теряя резкого отличия от других. Так персидская цивилизация Восточного Средиземноморья последовательно стала эллинистской, иудео-сирийской (восточнохристианской) и исламской (арабо-персидской**).

Из сказанного ясно, что Россия не сможет окончательно стать Западной Европой, разве что через века, а также что полного слияния ЛЦ, которые уважаемая Ирина Бирна назвала их "дочками", но наравне с ними есть и "матери" (тут различие только в генезисе, императорский Рим – это "дочка" Эллады), в единой мировой цивилизации ждать придётся тысячелетия.

Но одновременно это совершенно не означает невозможность усвоения Россией гуманистических и демократических принципов Большого Запада. Хотя бы на уровне Турции, где половина населения отвергла авторитаризм Эрдогана, хотя он потрясающе развил, а вовсе не разграбил турецкую экономику.

Если поставить цель именно уничтожение (а не демократизацию) России, т.е. можно требовать её раздробления на враждующие обломки, утроить "удельный период". Но тогда надо говорить прямо – вот алгоритм уничтожения России в огне и крови, и создание возможностей для её раздела – между Халифатом и Китаем.

Россия, конечно, выступила как агрессор в отношении с Грузией, но ради справедливости надо сказать, что претензии абхазов и осетин к Грузии были аналогичны чеченским.

При отсутствии в России гражданского общества и нынешним уровне поддержке такого маниакального ксенофоба как Марин Ле Пен***, никакого мирного развода не будет. Будут Балканы – полдюжины национальных и квазинациональных "государств" типа Донецкой и Луганской нарреспублик, погрузившихся в нескончаемые взаимные войны. А потом – как реакция великой культуры на угрозу окончательной гибели – появление жуткого монстра, вновь железной рукой "собирающего русские земли".

Не зря я упоминал императора Цинь Шихуанди, покончившего в Китае с эпохой "Воюющих царств". И вряд ли соседям России понравятся оба этих цикла раздробленности и её преодоления. Когда сперва придут миллионы голодных и больных беженцев, потом приплывут радиоактивные облака, а потом – танковые колонны следующего генералиссимуса.

И в этих условиях позвольте мне быть патриотом России и реагировать на планы уничтожения моей страны и культуры так же, как реагирует нормальный еврей, который долго слушает сетования палестинцев на обиды и несправедливости, но потом замечает, что все эти ламентации – лишь обоснования необходимости ликвидации государства Израиль.

* Это к вечному спору о том, кто такие евреи – религия или нация. Народ-цивилизация, как японцы.

** Южная Месопотамия была ареалом персидской цивилизации.

*** 80% опрошенных – это почти все, кроме мусульман, знающих про её исламофобию.

Евгений Ихлов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter