За последние 119 лет понятия "интеллигент" и "интеллектуал" просто поменялись значениями.

Веками в западной цивилизации жило понятие философ – как человек, осмысляющий реальность и рефлексирующий над собственной культурой. Потом от него отпочковался "литератор".

Студенты и молодые творческие люди воспринимались как "подмастерья" философского и писательско-поэтического цехов. Их общественный статус был довольно высок. Они были жрецы культуры, окружённые "служками". Отдельно были ученые-практики, не только "граждане" эпистолярной "республики ученых" Ньютона и Декарта, но и астрологи, алхимики, медики…

В середине XIX века в Российской империи появляется класс молодых нищих интеллектуалов с очень низким уровнем гуманитарной подготовки и почти полным отсутствием естественнонаучной базы, но нацеленных на социальную и политическую борьбу. Они - выходцы из низших слоев духовенства, чиновничества и беднейшего дворянства. Их называют "разночинцы".

Но в конце 60-х годов появляется понятие "интеллигенция", запушенное именно тогдашними политическими радикалами (авторов четыре – Боборыкин, Михайловский, Нечаев и Шелгунов). И полвека спустя Зинаида Гиппиус определяет интеллигента как "едящего с ножа" (т.е. шокирующего этим собравшееся за столом приличное общество – поедание с ножа дворянином на привале или на охоте никого бы не шокировало).

Интеллигенция становится синонимом оппозиционности и идеологизированности, однако это уже вестернизированное сословие, разорвавшее ментальную связь со своей средой.

Именно это сделало интеллигенцию феноменом первой незападной европейской страны – Российской империи.

Интеллигенция очень быстро превращается в неформальную социальную корпорацию с неписанным, но жестким кодексом чести. По сути, она становится народным "секулярным духовенством". "Сословием", живущим идеологией, "сословием", потребляющим смыслы.

Доступность высшего европеизированного образования породило интеллигенцию сперва в незападных странах, где отпрыски туземных аристократов и чиновников колониальной администрации стали получать приличное образование и посвятили себя делу национального и социального освобождения.

Но тут начались два очень интересных процесса.

Невиданная социокультурная архаизация, последовавшая за торжеством коммунистов, превратила даже имеющих весьма поверхностную образовательную базу интеллигентов в интеллектуальную элиту. А способность критически оценивать идеологическую мифологию и "профилактические" непрестанные волны травли и гонений превратили интеллигенцию в сословие-мученика. Подобно неприсягнувшим священникам времен Французской революции.

Солженицын, прямо ассоцирующий себя со "святой <земской> интеллигенцией", ввел понятие "образованщина", т.е. бездуховные чуждые страданиям народа поверхностно образованные и поверхностно европеизированные технократы-конформисты, лишь кокетничающие фрондой. Не уточняя, что тоже самое можно было сказать не только о персонажах "Мелкого беса" Сологуба, но самого Чехова.

Вторым знаменательным процессом стало появление западной интеллигенции – обязательно молодой и обязательно левой – это результат взрывного расширения доступа к приличному образованию. Если в Российской империи, Китае, исламском мире, Индии интеллигенция заняла нишу <секулярного> "пророчески-проповеднического" сословия, то на Западе – нишу нищенствующих монашеских орденов.

Например, сперва в Америке появился слоган "Если ты такой умный, то почему такой бедный", а потом пришла идентичность – "я - бедный именно потому что умный", такой вот аскетичный философ.

Первообразом же и тут и там были библейские "дети пророческие", или, проще говоря, подмастерья шаманского цеха.

Осталось добавить, что старательно культивируемое советской властью презрение к интеллигенции ("а еще шляпу надел") и не менее самозабвенно раздуваемая ненависть к ней "писателей-деревенщиков" [сейчас это называют "почвенники"] сразу же улетучились в тот момент, когда реформы 90-х сделали интеллигенцию нищей.

По иронии истории интеллигенция стала "святой" именно тогда, когда уничтожив КПСС (в которую ее не пускали, а теперь в партии "рядовой пехотой" только она и идет), она внезапно из "прослойки служащих" ("касты писцов") стала моральным лидером нации.

Поэтому главная добродетель интеллигенции – искренность. Ей все могут простить именно за прямое и четкое выражение своей позиции. И губит репутацию интеллигента не радикализм, и даже не совершенно людоедский характер взглядов, но именно уклонение от их манифестирования, политико-идеологическое проституирование, вполне извинительное для остальных "сословий".

Еще один штрих. В начале 70-х годов советская "служивая" интеллигенция почему-то вообразила себя преемником еще одного мученического сословия – дворянства, хотя ее ментальность, например, склонность к идеологическому сектанству и неистощимому мелочному интриганству, дворянскому поведению прямо противоречила.

От интеллигенции перейдем к интеллектуалам. Существует представление, что полуобразованная интеллигенция "должна закономерно и исторически справедливо вымереть", замененная интеллектуалами – вестернизированными экспертами. Однако само понятие родилось как раз в качестве полной противоположности этому образу.

В феврале 1898 года, в поддержку Эмиля Золя, не только разоблачившему фальсификации в деле Дрейфуса, но и открыто сказавшего о его подоплеке – реванше за бесславный провал десятилетием раньше клерикально-монархического движения буланжистов [на наши деньги это – смесь ген. Руцкого с Марин Ле Пен, только семитское засилье "другое" – евреи, а не арабы], выступили известнейшие французские литераторы (кроме твёрдопатриотического Жюля Верна).

Это немедленно аттестовали как "манифест интеллектуалов", вложив в это словосочетание максимум сарказма – "манифест" - это левацкий утопический бред полувековой давности, а интеллектуалы – это насмешливое, буквально "умники-тут-выискались", "шибко грамошные" (в противовес – простым, но честным "патриотам свой родины"). Ответ интеллектуалов был вдвойне гениальным. Прежде всего, они согласились считаться умниками, оттеснив оппонентов в нишу "сапоги", "солдафоны", что в упивающейся "картезианским разумом" и наследием энциклопедистов стране довольно унизительно (читаемый всей Европой писатель куда выше по статусу, чем битые бошами вояки).

Но затем они создали "Лигу прав человека" - первую массовую правозащитную организацию в истории, некий эквивалент "Мемориала" три декады назад. Парировать это антидрейфусарам было нечем.

С тех пор на Западе диссидентов называли интеллектуалами – ровно в том значении, в каком в СССР 45 лет назад стали – с придыханием - говорить "настоящий интеллигент". Поэтому как раз "интеллектуал" - это политизированный интеллигент, противостоящий не только истеблишменту, но и тёмной толпе, напичканной предрассудками.

Но если эксперты хотят именовать себя не философами, но интеллектуалами, это их дело. Но тогда необходимо понять, что их доблесть – это интеллектуальная честность. Интеллигенту – как потребителю смыслов, оппортунизм и конформизм простительны.

Интеллигенту непростительно следовать в русле пропаганды (кроме собственной), поскольку уровень развития позволяет критически осмысливать архаическую социальную мифологию.

Интеллигенты потребляют смыслы (доктрины и мемы). Именно об этом знаменитая формула Георгия Федотова про"идейность задач и беспочвенность идей".
Другими слова, это означает, что настоящая родина интеллигента - это философия.
А вот производители смыслов - именно интеллектуалы. Это как - богословы и проповедники.

Интеллектуалу (философу в западной классификации), как производителю смыслов, проституирование своих знаний – непростительно.

Интеллектуал-эксперт должен быть честен (не в быту и личной жизни, но в области профессиональной компетенции), точно также как воин – доблестен, а купец – точен и аккуратен.

К сожалению, сейчас, когда эксперты стали просто удивительно продажны, уже не про что нельзя сказать, что данный проект "научно обоснован" или напротив, "противоречит данным анализа".

* ИнтелИ - насмешливое прозвище интеллигентов в повести А. и Б. Стругацких "Хищные вещи века"

Евгений Ихлов

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены